В Великом Новгороде стартовал первый этап изучения уникальной росписи Георгиевского собора Юрьева монастыря – фресок домонгольского периода.
Работы проходят в рамках междисциплинарного научного проекта Института археологии РАН «Домонгольские росписи Новгорода: археологический контекст и естественно-научные исследования (фрески Георгиевского собора Юрьева монастыря из раскопок 2013-2020 годов)», сообщает пресс-служба ИА РАН.
Как отметила ученый секретарь ИА РАН, кандидат искусствоведения Марина Вдовиченко, целью исследования станет «всестороннее изучение росписей Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде с помощью современных высокоточных неразрушающих методов».
– На первом этапе исследования фрески исследуют с помощью методов рентгеновской флуоресцентной спектрометрии и микроскопии. Это позволит получить сведения о составе штукатурки и пигментах росписи, технологии фрескового производства и поставить эти данные в контекст археологии, истории, истории искусства и архитектуры, – пояснила она.
Сообщается, что в Георгиевском соборе, заложенном в 1119 году по заказу князя Всеволода Мстиславича, только в откосах некоторых окон и на стенах лестничной башни сохранились росписи первой трети XII века.
Практически весь первоначальный ансамбль фресок был сбит со стен и положен как основание под новый чугунный пол храма в 1820-1830-х годов. Отдельные фрагменты этой живописи обнаруживались в XX веке при раскопках в монастыре и при случайных находках.
В 2013-2020 годах экспедиция ИА РАН под руководством член-корреспондента РАН, доктора искусствоведения Владимира Седова обнаружила и извлекла из-под позднего пола храма несколько десятков тысяч фрагментов фресок, сбитых со стен в XIX веке.
– Появление из-под земли шедевров с фигуративными изображениями (живопись, фрески) случается крайне редко, как и попадание изображений в археологический культурный слой, – отметила Марина Вдовиченко.
Она подчеркнула, что обнаружение в интерьере собора тысяч фрагментов первоначальных фресок «принадлежит к подобным исключительным археологическим удачам, приносящим как исследовательскую радость и потрясение мастерством древних творцов, так и удивление способностью земли сохранять и отдавать произведения искусства такого рода».
– Этот массив «археологической» фресковой росписи значительно дополняет наши представления о свойствах домонгольских фресок Новгорода, – добавила сотрудник ИА РАН.
Отмечается, что в рамках нынешнего проекта ИА РАН и Новгородский музей приобрели специальное оборудование – рентгенофлуоресцентные спектрометры Bruker Tracer, которые используются для изучения памятников неразрушающими методами. Проект возглавила приглашенный ученый, эксперт с мировым именем, специалист в области изучения культурного наследия Алессандра Джиумлия.
– Серия измерений и анализ этих данных дадут конкретные ответы на поставленные вопросы. Пока можно сказать, что фрески Георгиевского собора и весь археологический комплекс находок, полученных из раскопок 2013-2020 годов, представляют огромный интерес с точки зрения материаловедения, ведь они являются одними из древнейших образцов русской живописи. Их появление на стенах новгородского храма знаменует самое начало русского искусства, хотя в их создании на главных ролях принимали участие греческие (византийские) мастера, – пояснила Марина Вдовиченко.
Стартовавший проект призван всесторонне проанализировать фрески и получить комплексные данные о штукатурке и технике многослойной живописи Георгиевского собора в сопоставлении с другими памятниками Новгорода и существовавшими в то же самое время византийскими храмами с росписями в Болгарии, Македонии, Италии.
Главным содержанием первого этапа работ, часть которого уже проведена, является изучение фресок методами точных наук. Так, спектрометрический анализ даст ответ на ряд вопросов о составе пигментов и технологии росписи: присутствовал ли в составе насыщенного голубого цвета один из самых дорогих пигментов – лазурит, добывавшийся в Афганистане, или он был заменен на не такой дорогой, но все же редкий в России азурит? Из каких элементов состоит зеленый и красный пигмент, использованный в росписи XII века, а из каких – в более поздней росписи? Каким образом и в какой последовательности на стену построенного храма накладывались слои штукатурки и специального тонкого слоя подготовки под живопись? Отличалась ли фресковая штукатурка по своему составу от строительной?
В дальнейшем планируется издание полного электронного и печатного каталога избранных фрагментов фресок, построение 3D-модели Георгиевского собора изнутри и снаружи.
Как полагают ученые, Георгиевский собор Юрьева монастыря – идеальный объект для таких исследований, т.к. внутри него одного содержится целая история развития фресковой технологии от Древней Руси до начала XX века.