Уникальную вновь обретенную икону XVII века «Господь Вседержитель (Спас Москворецкий)» передали в понедельник 14 октября в дар Покровскому собору Москвы (храм Василия Блаженного), в котором она теперь постоянно доступна для поклонения.
– Сегодня Москва вновь обрела один из самых почитаемых чудотворных образов. «Господь Вседержитель» уникальный памятник русского иконописного искусства, тесно связанный с историей Москвы и историей нашего государства. Этот дар преподнесен Историческому музею Станиславом Николаевым и Игорем Левитиным, – сказал на церемонии директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин, сообщает сайт ГИМа.
Глава учреждения отметил, что «музей сделает все возможное, чтобы как можно больше людей смогли увидеть икону, поклониться святыне, полюбоваться тонким искусством мастера, исполнившим это произведение».
Алексей Левыкин сообщил, что Государственный исторический музей, в состав которого входит и Покровский собор, берет на себя все обязательства по сохранению переданного ему уникального образа.
Благодарность меценатам, передавшим икону музею, от лица патриарха Кирилла выразил архиепископ Верейский Амвросий.
– Я бы хотел от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла поблагодарить Станислава Юрьевича [Николаева], Игоря Евгеньевича [Левитина] за то, что святыня нашего народа, нашей Церкви возвращена на свое историческое место, и верующие люди имеют сегодня возможность молиться перед этим «Спасом Москворецким», который, по преданию, был чудотворным, и от него люди по молитве получали очень много исцелений, - цитирует владыку Амвросия ИА ТАСС.
Начиная с 14 октября, икону «Господь Вседержитель (Спас Москворецкий)» может увидеть каждый желающий в Покровском соборе, во время богослужений и в часы работы музея.
Чудотворный образ «Господь Вседержитель (Спас Москворецкий)», почитавшийся москвичами, считался утерянным после 1927 года. В 2018-м его обнаружил на антикварном рынке и выкупил известный коллекционер Станислав Николаев.
Образ «Господь Вседержитель (Спас Москворецкий)» является уникальным памятником русского иконописания с удивительной историей.
Изначально икона, почитавшаяся москвичами как чудотворная, размещалась в нише уже несуществующих Москворецких ворот, рядом с Покровским собором.
Затем для иконы была возведена часовня, которая в разное время принадлежала Зосимо-Савватиевской Марчуговской пустыни и Соловецкому монастырю. Она располагалась у Москворецкого моста (ныне – территория парка «Зарядье»), была закрыта в 1920-е годы и разобрана в 1966-м при строительстве гостиницы «Россия».
Икона «Спас Москворецкий» входила в число 6 особо почитаемых московских образов, а слава об исцелениях по молитве к ней выходила далеко за пределы столицы.
Последнее известие об иконе датируется 15 сентября 1927 года и принадлежит главному хранителю Исторического музея Алексею Орешникову. В своем дневнике он записал, что видел икону в реставрационной мастерской в Покровском соборе, «где расчищали огромный чудотворный образ Спасителя из часовни…».
Дальнейшая участь иконы неизвестна, но специалисты с большой вероятностью считают, что переданный Станиславом Николаевым образ и есть исторический «Господь Вседержитель (Спас Москворецкий)». На это указывают следующие обстоятельства:
– икона принадлежит к тому же самому Москворецкому иконографическому изводу изображения Спасителя;
– у нее почти идентичные (с учетом погрешности при измерении в четвертях аршина в акте 1921 года) размеры: 150 × 125 см;
– имеются следы от многочисленных мелких гвоздей на фоне иконы, которыми крепилась риза;
– есть очевидные следы ожогов, расположенных ниже лика Спасителя, что свидетельствует о почитании этого конкретного образа, к которому неоднократно подвешивались разные лампады;
– датировка данной иконы не выходит за середину XVII века, прямым доказательством чему служит наличие написанного на полях иконы текста тропаря 2‑го гласа, входящего в службу Нерукотворному образу Спасителя 16 августа (ст. ст.), в «дораскольной» редакции;
– надпись на иконе дословно совпадает с печатным текстом издания 1646 года и появление подобного текста на иконе после церковной реформы, начавшейся в 1654-1656 годах, было невозможно.
По своей иконографии чудотворный образ Спасителя принадлежит к особому иконографическому изводу – «Москворецкий», для которого характерны оплечное изображение Иисуса Христа, где Его правая рука в благословляющем жесте, а левая придерживает раскрытое Евангелие.
По стилистике икону относят к творчеству северного профессионального иконописца. Происхождение образа не противоречит версии о его возможном нахождении в часовне у Москворецкого моста, поскольку первоначально она принадлежала Зосимо-Савватиевской Марчуговской пустыни. Пустынь была основана в Москве протопопом Благовещенского собора Кремля, духовником царя Алексея Михайловича Стефаном Вонифатьевым в 1653 году. Как крупный жертвователь Соловецкого монастыря Стефан Вонифатьев вполне мог получить с Севера для своей обители подобный образ.
Читайте также:
Православные иконы
Покровский собор (Храм Василия Блаженного)
Фото с сайта Государственного исторического музея