Вопрос читателя:
Почему почти все службы служатся не в тот час, который соответствует их названию?
Отвечает протоиерей Игорь Фомин:
Так сложилось исторически. Если бы все богослужения совершались, как положено, то мы были бы заняты в храме двадцать четыре часа в сутки. Что и практикуется, кстати, в монастырях Афона и многих возрождающихся обителях России.
Получилось так, что мы восприняли Православие из Византии. В Византии день начинался — как и сейчас на Афоне — с захода солнца, то есть примерно с шести часов вечера.
В последующие века для удобства мирян некоторые богослужения были объединены в группы. Раньше верующие были крепче духом — например, до революции утреня никогда не служилась вечером. Батюшка вставал в три-четыре часа утра, работал в доме по хозяйству, а потом, часов в пять, шел в храм и начинал совершать утреню. И самое главное — в этот час в храме были прихожане! Мы можем почитать интереснейшие очерки о поездке по России Антиохийского Патриарха Макария в XVII веке, написанные его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским. Там говорится об утренних службах, которые шли по пять-шесть часов, и опаздывать было нельзя — опоздавших приковывали в притворе цепями и отпускали из храма самыми последними: наши предки немало усердствовали в благочестии. Храмы на таких утренях были полные, несмотря на то, что здания не отапливались, люди стояли, а не сидели, как в Греции — потому что на всех не хватало места.
После революции народ стал слабеть, и мы, по своим немощам, наверно, умолили Господа, чтобы в Церкви приняли новый порядок: утреня — первый и второй час — служится вечером. А третий, шестой час и сама Литургия — уже утром.
Почему всенощная не служится всю ночь. Она никогда и не служилась всю ночь. Есть интересное замечание у известного литургиста Николая Дмитриевича Успенского о всенощных бдениях — почему вдруг они возникли в Церкви? Первые монахи в Египте каждую неделю возвращались из уединения в пустыне, чтобы вместе совершить воскресную Литургию. И им негде было разместиться в монастырях, потому и решили создать такой устав, который бы занимал их всю ночь богослужением, молитвой. Монахи в эти часы могли немного посидеть и даже сидя поспать. С тех времен сохранились определенные части службы, где положено сидеть: кафизма, что в переводе значит «сижу», и седален. Задачей уставщика было так подобрать молитвословия в богослужении, чтобы с первыми лучиками солнца священник мог возгласить один из последних возгласов утрени: «Слава Тебе, показавшему нам свет». После этого начиналась Литургия, а затем монахи расходились по кельям.
Сейчас надобности в таких бдениях нет. Люди могут побывать на утрене вечером, вернуться домой и утром спокойно встать к Литургии.