
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Вопрос читателя:
Многих интересует вопрос, почему в церкви нельзя сидеть. На самом деле то, что в наших храмах молятся стоя, — благочестивая традиция, а не правило или догмат.
Ответ:
В первые века христианства верующие на богослужении молились сидя. Если не было скамей, они садились прямо на пол. Некоторых это так расслабляло, что они засыпали! Сохранилась история о настоятеле монастыря, который проводил всю службу, стоя на ногах. Когда его спросили, почему он не садится, священник ответил: «Если я сяду, остальные — лягут». И сегодня многие отмечают, что когда молишься стоя, проще сконцентрироваться и сохранять бодрость на протяжении нескольких часов.
Мы стоим на молитве в знак глубокого почитания нашего Создателя. Раннехристианский философ и апологет Квинт Тертуллиан в книге «О Молитве» говорит: «Непристойно вообще сидеть в присутствии и пред лицом того, кого боишься и почитаешь, а тем более нечестиво сидеть пред лицом Бога живого, которому предстоят и Ангелы со страхом и трепетом».
Традиция стоять на богослужении также связана с представлением о том, что молитва — труд не только души, но и тела, а отстоять службу — значит принести своего рода «жертву» Богу.
Некоторые историки Церкви считают, что традиция сидеть на богослужении в русских храмах не прижилась потому, что их в первые века после Крещения Руси строили небольшими, и прихожане могли поместиться внутри только стоя.
Несмотря на то, что здоровые люди в Русской Православной Церкви на богослужении стоят, для больных, пожилых и беременных в храмах устанавливают скамейки, на которые можно присесть, ведь Христос говорил: «Милости хочу, а не жертвы».
Встречаются в храмах, особенно монастырских, и стасидии — высокие деревянные кресла с откидным сиденьем, которые позволяют сидеть или стоять, опираясь на спинку и подлокотники, во время особенно продолжительных служб. В Греции стасидии особенно распространены и могут занимать большую часть храмового пространства.
Во время особенно продолжительных богослужений есть моменты, когда верующим даже благословляется сесть, чтобы передохнуть — например, когда на всенощных бдениях читают кафизмы из Псалтири или паремии — отрывки из Библии. Также есть особенно важные моменты Литургии, когда принято стоять всем, кто на это способен: чтение Евангелия, Херувимская песнь, Евхаристический канон.
И, конечно, актуальными остаются слова святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, жившего в XIX веке: «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя — о ногах».
Редакция журнала «Фома»
В некоторых храмах кроме стационарных лавок, есть и разборные табуреточки, которыми каждый желающий может воспользоваться. Когда были в Дивеево, там многие старушки ходят с костыликами, на которых приделана сидушка - костылик раздвигается и получается табуреточка. И многие батюшки говорят своим прихожанам слова святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, жившего в XIX веке: «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя — о ногах». Не все и молодые-то могут выстоять долгую службу.
Как это не прилично сидеть перед Богом, если Откр 4:4 ...а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца,.. То что нельзя сидеть, это наше человеческое понятие. Молиться же надо стоя на коленях и после молитвы поклониться до земли. В Гефсиманском саду Иисус трижды показал апостолам, как надо молиться, но они проспали данное учение, вот и молятся сейчас как попало. Даже царь Соломон молился перед всем народом на коленях и такое повеление было дано еще Моисею. А если спят на проповедях, так это из-за скучных, никчемных проповедей.
Иисус Христос в церкви с учениками возлежал на литургии. В 1 веке возлежать, значило сидеть. Стульев туда не было
Вообще строго говоря, во времена жизни Христа литургии еще не было. Во время проповеди в Капернауме с ним еще не было учеников (и евангелисты не указывают, что Он возлежал в синагоге), в эпизоде с изгнанием торговцев из храме также нет слов о том, что Его сопровождали ученики, ну и вряд ли Он сидел во время изгнания. Если Вы говорите конкретно о Тайной вечери как как прообразе современного таинства Евхаристии, то не стоит забывать, что для непосредственных участников события это был ужин, а во время ужина действительно обычно сидят. Кстати, нагорную проповедь Христос так же произносил сидя - о чем это нам говорит? Что касается стульев, то стулья со спинкой были известны уже в третьем тысячелетии до н.э.
Сказано что лучше с вниманием сидеть чем стоя думать о болячке вместо молитвы, когда у меня болела нога, поясница, и было головокружение я тоже сидела. Все происходило в разное время. И по поводу седеть, а кто Вам мешает принести складной стульчик с собой, в с 1989-1992 в нашем храме бабушки так и носили и никто им за это ничего не говорил. А сейчас батюшка по стенам храма для нуждающихся расставил скамейки.
Дело в том, что в Церкви не сидят и не стоят, а предстоят Богу. Да перед Престолом непосредственно служит священник, но и каждый молящийся также участвует в этом, не просто статист.
Когда ты стоишь на службе , а у тебя ноги подкашиваются от боли, - не понимаю, в чем тут благочестие? Скамеек для прихожан настолько мало, что говорить о том , что желающие могут присесть - лицемерие. Если для Бога милость важнее жертвы, то зачем эта пытка? Не понимаю...
Татьяна, тут вопрос, мне кажется, не по адресу. Вы его (насколько я понимаю) прежде всего, адресуете священникам. А тут определяющей ролью, мне кажется, является именно позиция активных мирян на приходах. Это сложившаяся традиция, возникшая и укоренившаяся ещё со времён домонгольской Руси. В Греции иначе; на Афоне иначе. И это не предмет обсуждения или тем более осуждения. Скамьи, либо стасидии. Начнут сейчас отцы нечто подобное размещать в наших храмах -- прихожане сами батюшек "съедят". Вот в чем дело.
На фото церковь изображена странная, там служба идёт и люди молятся, а кому???? Там где есть неверие - Бога нет! Они в церкви в масках, значит они не верят, что в Божьем месте не может быть болезней!
Почему тогда местоблюститель патриаршего престола Пимен во время эпидемии холеры летом 1970 года на юге СССР (районы от Одессы до Астрахани) запрещал в тамошних епархиях причащаться и целовать крест и иконы? И почему потом, в 1971 году, ни один участник Поместного собора не упрекнул его за такое решение? И он был практически единогласно избран там патриархом Московским и Всея Руси. Его множество людей почитают. И даже пытаются противопоставить нынешнему церковному руководству. Может быть, тут дело в том, что Вы ошибаетесь по поводу якобы неверия?