Вопрос читателя:
Многих интересует вопрос, почему в церкви нельзя сидеть. На самом деле то, что в наших храмах молятся стоя, — благочестивая традиция, а не правило или догмат.
Ответ:
В первые века христианства верующие на богослужении молились сидя. Если не было скамей, они садились прямо на пол. Некоторых это так расслабляло, что они засыпали! Сохранилась история о настоятеле монастыря, который проводил всю службу, стоя на ногах. Когда его спросили, почему он не садится, священник ответил: «Если я сяду, остальные — лягут». И сегодня многие отмечают, что когда молишься стоя, проще сконцентрироваться и сохранять бодрость на протяжении нескольких часов.
Мы стоим на молитве в знак глубокого почитания нашего Создателя. Раннехристианский философ и апологет Квинт Тертуллиан в книге «О Молитве» говорит: «Непристойно вообще сидеть в присутствии и пред лицом того, кого боишься и почитаешь, а тем более нечестиво сидеть пред лицом Бога живого, которому предстоят и Ангелы со страхом и трепетом».
Традиция стоять на богослужении также связана с представлением о том, что молитва — труд не только души, но и тела, а отстоять службу — значит принести своего рода «жертву» Богу.
Некоторые историки Церкви считают, что традиция сидеть на богослужении в русских храмах не прижилась потому, что их в первые века после Крещения Руси строили небольшими, и прихожане могли поместиться внутри только стоя.
Несмотря на то, что здоровые люди в Русской Православной Церкви на богослужении стоят, для больных, пожилых и беременных в храмах устанавливают скамейки, на которые можно присесть, ведь Христос говорил: «Милости хочу, а не жертвы».
Встречаются в храмах, особенно монастырских, и стасидии — высокие деревянные кресла с откидным сиденьем, которые позволяют сидеть или стоять, опираясь на спинку и подлокотники, во время особенно продолжительных служб. В Греции стасидии особенно распространены и могут занимать большую часть храмового пространства.
Во время особенно продолжительных богослужений есть моменты, когда верующим даже благословляется сесть, чтобы передохнуть — например, когда на всенощных бдениях читают кафизмы из Псалтири или паремии — отрывки из Библии. Также есть особенно важные моменты Литургии, когда принято стоять всем, кто на это способен: чтение Евангелия, Херувимская песнь, Евхаристический канон.
И, конечно, актуальными остаются слова святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, жившего в XIX веке: «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя — о ногах».
Редакция журнала «Фома»