Вопрос читателя:
Почему Рождество длится 3 дня, а не 1?
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Здравствуйте!
В Церкви есть праздники, которые празднуются в течение одного дня (это большинство дней памяти святых, ведь каждый день совершается память сразу нескольких святых людей), а есть такие, которые празднуются больше одного дня. Сделано это потому что эти праздники настолько значимы для людей, что одного дня для того, чтобы пребывать в праздничной радости, попросту недостаточно. Например, празднование Пасхи (Воскресения Христова) совершается в течение целой недели — Светлой седмицы — так, что богослужение пасхальное идет во все эти дни, а дальше Пасху мы празднуем еще 39 дней — до дня ее отдания перед праздником Вознесения (см. Отдание Пасхи — кому и зачем ее отдают?). И еще у нас есть материал Предпразднство, попразднство и отдание праздника в целом о таких праздниках, которые отмечаются долго.
Рождество Христово, на самом деле, мы празднуем не три дня, а целую неделю и Отдание Праздника Рождества Христова — то есть день, который завершает период, когда Церковь на богослужениях продолжает вспоминать прошедший праздник — совершается 13 января.
Добавим еще один день, который предваряет Рождество — Сочельник. В Сочельник служится особое богослужение. Оно состоит из Великих (или Царских) часов, великой вечерни и литургии Василия Великого. Во время этого богослужения прочитываются восемь особых рождественских паремий — отрывков из Священного Писания о рождении Спасителя. В конце богослужения на середину храма выносят свечу, перед которой духовенство поет тропарь и кондак праздника Рождества.
В итоге получается, что праздник Рождества в Церкви мы празднуем целую неделю и даже не три дня. А причина — то, что именно с этого дня началась земная жизнь нашего Спасителя, Господа Иисуса Христа.