Вопрос читателя:
Женщины в Русской Православной Церкви обычно заходят в храм с покрытой головой. Возникает вопрос: почему нельзя в церковь без платка? Имеет ли эта традиция духовный смысл?
Ответ:
В качестве аргумента в пользу обязательного ношения платка обычно приводят слова апостола Павла из Первого послания к Коринфянам: «Всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову» (1Кор. 11:5). Однако апостол здесь лишь призывает христианок соблюдать традиции, принятые в то время на востоке. Тогда все замужние женщины должны были выходить из дома с покрытой головой, так как волосы считались символом женской красоты. Покрытая голова означала, что женщина принадлежит мужу, а с распущенными волосами без покрывала ходили блудницы. Апостол Павел напоминает об этом правиле, призывая верующих во Христа не пренебрегать принятыми в обществе приличиями, дабы никого не смущать. Общий смысл наставления апостола в том, что одежда верующих (как женщин, так и мужчин) должна быть скромной, сдержанной и не служить ни для кого источником смущения или соблазна. Нужно помнить, что в храм люди приходят прежде всего для общения с Богом, и их наряд не должен мешать этому общению.
На Руси замужние женщины на людях также появлялись с покрытой головой, а незамужние девушки и маленькие девочки могли ходить без головного убора. Таких же правил придерживались и при посещении храма.
Таким образом, ношение платка в церкви — традиция, уходящая корнями в историю, но не связанная непосредственно с духовной жизнью. Кстати, то, что сегодня покрывают голову все прихожанки женского пола — от младенцев до старушек, — с исторической точки зрения несколько избыточно.
Также стоит отметить, что до революции женщины в церкви носили головной убор, соответствующий сословию и моде: знатные дамы и образованные горожанки — шляпы или шляпки, а крестьянки — платки. Так что традиционный платочек — не единственный возможный вариант церковного «дресс-кода» — подойдет палантин, шарф, берет, шапочка или шляпка. Главное, чтобы наряд был удобным, аккуратным, не привлекающим лишнего внимания.
Многие замечают, что особая одежда помогает настроиться на молитву, выразить наше благоговение перед святынями и богослужением, «переключиться» с мирских забот на церковную жизнь. Но абсолютизировать традиции не стоит. Есть православные страны, где историко-культурный контекст складывался иначе. Например, гречанки редко надевают в храм платок. Дело в том, что Греция долгое время находилась под турецким игом. Тогда от всех женщин требовали покрывать голову, а в церкви христианки хотели чувствовать себя свободными от иноземных обычаев и платков не надевали.
Редакция журнала «Фома»