Вопрос читателя:
Почему нельзя проходить за аналоем в церкви?
Ответ:
На вопрос, почему нельзя проходить за аналоем в церкви, коротко можно ответить так: чтобы не мешать богослужению. Когда в храме не идет служба, ходить там можно.
Аналой, на котором помещается праздничная икона, как правило, ставится в центр храма неподалеку от солеи (возвышения перед алтарем). На солею во время богослужения заходят только священники, диаконы и их помощники (алтарники, чтецы, иногда хор). Во время службы бывают моменты, когда священник и его сослужители выходят к народу (чтение Священного Писания и так далее), поэтому важно, чтобы они могли сделать это беспрепятственно.
Естественным образом сложилась традиция, по которой верующие во время богослужения не ходят и не стоят между аналоем и солеей. Исключение — время причащения за Литургией и целования креста по ее окончании. Из этого следует, что пространство между аналоем и солеей не запретно для мирян — просто с практической точки зрения в определенное время там ходить не стоит.
С той же целью в храмах, даже при значительном стечении народа, стараются держать свободным проход к аналою с праздничной иконой. Это позволяет совершать богослужение без суеты и с должным благоговением.
Однако в сознании некоторых верующих «богослужебный этикет» распространился и на время, когда служба не совершается. Так появилось утверждение, что проходить за аналоем в церкви нельзя ни в коем случае, что это — грех. На самом деле перед нами заблуждение.
Впрочем, если вы пытаетесь пройти за аналоем, а вам делают замечание — не стоит вступать в пререкания. Возможно, лучше изменить маршрут, чтобы избежать смущения и конфликта.
Еще один пример традиции, имеющей практическое основание, но обретшей в сознании некоторых людей сакральный смысл — обычай не зажигать свечи в церковных подсвечниках от лампадок. Эта практика родилась из опыта: если зажигать свечу от лампады, ее можно нечаянно опрокинуть, закапать воском и так далее. Удобнее и безопаснее зажигать свечу от другой свечи. Однако иногда попытки зажечь свечу от лампадки пресекают словами о том, что это грех, нарушение церковных канонов и так далее, что, конечно, неправильно.
Редакция журнала «Фома»