Часто вопросы про пост связаны с темой еды: что можно и что нельзя есть и пить. Очень правильно, если человек интересуется не только продуктами питания, но и причинами ограничений. В частности, сейчас, когда мы готовимся к празднику Рождества Христова, может заинтересовать вопрос, почему нельзя молоко в пост?
Цель поста — во внутренней подготовке человека к празднику Рождества Христова. Смысл этой подготовки в чем-то аналогичен приготовлениям к другим праздникам. Например, в преддверии важного события мы специально моем и прибираем наши дома и квартиры, украшаем их, покупаем нарядную одежду, которая не предназначена для будней, а главное - через все эти действия внутренне настраиваемся на праздник, предвкушаем его.
То же самое и с церковными праздниками, особенно такими важными, как Рождество и Воскресение Христово. Пришествие в мир Спасителя — грандиозное, единственное в своем роде событие, которое имело решающее значение для всего человечества. Христос, Сын Божий, родился и прожил человеческую жизнь ради того, чтобы избавить человечество от власти греха и открыть ему путь к вечному блаженству. Человек изначально был создан для блаженного существования с Богом, однако фатальный выбор Адама и Евы, которые решили, что могут жить без Бога, на долгие столетия закрыл для людей возможность быть в вечности с Богом.
Каждый год, празднуя Рождество Христово, мы радуемся этому событию. Безусловно, радоваться ему и помнить о нем можно (и нужно, и естественно) постоянно, чтобы не забывать о своем месте в этом мире и о своем предназначении. Но человек так устроен, что специальные даты позволяют особенно внимательно отнестись к важной информации, поднять голову от повседневных забот, посмотреть вверх, на небо, и вспомнить о том, кто он и к чему призван.
Праздник Рождества Христова, перевернувший историю человечества, — это день, который является очень веским поводом, чтобы, отрешившись хоть на сколько-то от мирских забот, подумать о вечном. Сразу, вдруг это не очень получается, поэтому мы и готовимся к празднику, и предваряем само празднование сорокадневным периодом внутренней подготовки, духовных упражнений и аскезы, который и называется постом.
Одна из составляющих аскезы — это пищевые ограничения. Смысл их в том, чтобы освободиться от пищевых пристрастий, а еще в том, чтобы уделять еде как можно меньше внимания, времени и сил и заняться духовными делами — молитвой, чтением, благотворительностью, помощью ближним.
Когда создавался устав поста, то есть список тех самых аскетических ограничений, принималось во внимание, что пища животного происхождения стоит, во-первых, дороже растительной (а для южных регионов — в том числе и дороже всякой морской еды вроде рыбы и морепродуктов), во-вторых, требует намного больше забот в приготовлении, чем фрукты и овощи (их в принципе можно есть в сыром виде, чего не скажешь, например, о мясе). К тому же пища животного происхождения, как более плотная, отягощает человека, а растительные продукты дают намного более легкое состояние. К этому можно добавить еще и то, что отказ от определенной категории продуктов — это хорошая тренировка внутренней выдержки, опыт самоограничения, способ проверить, насколько мы зависимы от такой простой вещи, как еда определенного типа и вкуса.
В итоге сформировались традиции, по которым в пост христиане отказываются от всех продуктов животного происхождения. И молоко тоже входит в эту категорию.
В том случае, если по медицинским показаниям человеку необходима именно еда животного происхождения, нужно ориентироваться на советы и рекомендации врачей. В этом случае аскезой становится сама диета, ведь человек ест не то, что ему хочется, а то, что ему предписано, и таким образом смиряет и ограничивает себя.
Текст подготовлен редакцией журнала «Фома»