Почему монахи отказывают в разговоре?

Почему монахи отказывают в разговоре?

Вопрос читателя:

Здравствуйте, батюшка. Есть миряне, которые жалуются на то, что хотят поговорить с монахом/монахиней, а те отвечают: меня не благословили говорить с мирянами. У меня тоже был случай, когда хотела крестить дочку, еще не была воцерковлена, и не было крестной, пошла в монастырь ближайший «искать крестную», думала, познакомлюсь с кем-то из прихожан. Пришла в неприемное время, встретила послушницу или монахиню, подметающую. Сказала ей о своем затруднении, она в ответ: не знаю, что сказать вам. Вот знаете, батюшка, рождается обида на ровном месте. Если ты в монастыре что-то делаешь, значит, знаешь больше, чем я, которая в церковь чуть ли не в первый раз зашла. Ну неужели грех помочь советом каким-то? Такой формализм очень плохое впечатление производит. Не благословили с мирянами разговаривать. Неужели есть такие правила? А Паисий Святогорец не гнушался никем, и стал святым. И апостол Павел пишет: не забывайте благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу. Почему ж Писание не исполняется монахами? Ведь тебя Бог послал человеку, который тут в первый раз.

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Здравствуйте!

Смотрите, в чем дело. Уходя в монастырь, человек отрекается от своей воли. На стадии трудника он еще свободный человек и может принять решение уйти, а вот послушник уже учится отрекаться от своей воли, чтобы потом, приняв постриг, отказаться от нее совсем. Зачем это делается? Когда человек хочет научиться жить по-новому, по-христиански, и избирает для этого радикальный путь монашества, он должен усвоить новую логику жизни. Поэтому он больше не делает, как хочет он, но поступает так, как ему говорит его руководитель, чтобы это новую логику усвоить. Понимаете? Ну это как Вы, например, можете неправильно говорить на иностранном языке или делать какие-то вещи, например, выкройки, а потом приходите к учителю, и он говорит: «Начинай повторять за мной». Вы повторяете, осваиваете, как делать образец, и уже потом, потренировавшись, можете приступать к собственным каким-то придумкам и открытиям, основываясь на том комплексе знаний и умений, который Вам передали.

Соответственно, приходя в монастырь, Вы встречаете людей, которые учатся духовной жизни, то есть у них нет особенно никаких знаний, это ученики, фактически, причем такие, которым просто необходимо делать так, как им благословили. И если данному человеку, послушнику или монаху, в данный конкретный период его духовного становления не нужно разговаривать с мирянами, он и не будет этого делать. Повторю, что это может быть человек, который и хорошо что не говорит ни с кем, потому что сам еще только учится духовной жизни и научить ничему не может. Это не высокомерие, не гнушение мирянами ни в коем случае! Это этап духовного пути, а часто и адекватное признание, что сказать-то на данный момент и нечего. И если Вы почитаете патерики — сказания о жизни отцов — то увидите, как они избегали духовных бесед, а то и в прямом смысле слова убегали даже от потенциальных учеников, чувствуя себя в высшей степени недостойными чем-либо научить. Так что не на что тут обижаться!

Конкретно про случай с подругой, думаю, не зная человека, никто бы даже из мирян не решился стать крестной: мама не воцерковлена, как быть с дочкой, непонятно, получится еще учить духовной жизни или нет... Как тут соглашаться быть крестной? А у монаха и тем более с этим сложно: он ушел от мира совсем не для того, чтобы в этот мир возвращаться. Это его путь. И если Вы мирянка и подруга Ваша мирянка, то и правильно искать крестных среди тех, кто в миру и живет. Самой воцерковляться, входить в церковную жизнь, и так постепенно и получится найти крестных из круга единоверцев.
А насчет Писания давайте не будем вырывать строки из контекста, ладно? У каждого человека свое служение и свой путь. И не всякий, скажу еще раз, учить может. И если человек не может, не имеете Вы права с него этого требовать.

Лучше приходите к священнику в своем приходском храме и ему задайте те вопросы, которые Вас интересуют. Хорошо, что Вы съездили в монастырь, помолились, поклонились святыням. А духовную жизнь все же лучше выстраивать под руководством священника, к которому Вы будете регулярно приходить на исповедь и который будет знать Вас и обстоятельства Вашей жизни.

С Богом!

Задать вопрос
Задать вопрос священнику

    Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail — ответ придет вам на почту.

    P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.

    Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.

    Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (43 голосов, средняя: 4,79 из 5)
    Загрузка...
    9 апреля 2021
    Поделиться:

    • Вячеслав
      Вячеслав2 недели назадОтветить

      Странно что автор вопроса пошла воцерковляться сразу в монастырь. Зачем? Для этого есть храмы и Приходы при них. Начните с себя. Ходите чаще в храм, общайтесь со священником и прихржанами, воцерковитесь, а там и крёстные для ребёнка найдутся. Зачем сразу с места и в карьер?

    • Евгения
      Евгения2 недели назадОтветить

      Я не согласна!! Тогда и крестными становиться не надо!! Вообще. Смысл становиться крестными только у воцерковленных людей?? Нет это направильно. У меня у крестницы мать выпивает. И,что с того? Я молюсь за нее утром, когда читаю правило, а так Господь устроит все сам!!

    • Вячеслав
      Вячеслав3 недели назадОтветить

      Хочу ответить задавшей вопрос читательнице. Во-первых, прежде чем судить и осуждать монаха, почитайте про правила жизни в монастыре, про монастырский устав, и тогда вы поймете, что ваши претензии безосновательны - в монастыре ничего не делается без благословения! Во-вторых, хочу задать вам встречный вопрос: Вы смотрели сериал "Интерны"? Это вам самый живой пример! Ребята тоже были в медицинских халатах... Если бы вы пришли в больницу, увидели человека в медицинском халате и попросили его сделать вам, скажем, операцию на сердце, а он бы вам ответил, мол, извините, я интерн, т.е. у меня еще нет ни опыта, ни профессионализма - вы бы на него тоже обиделись и пошли бы "жаловаться" на него главрачу, за то, что он отказал вас оперировать?

    • Иоанн
      Иоанн3 недели назадОтветить

      Вы больше про Паисия читайте и узнаете как он мечтал убежать обратно на Синай подальше от людей хотя даже в рванных одеждах только, да только быть с Богом, чем с людьми. Только сегодня про это читал. Но это был его путь, принимать людей и им помогать. Считайте такое его послушание, прям как у того кто не стал бы с вами разговаривать в монастыре ибо ему не благослови этого делать.

    • Денис
      Денис3 недели назадОтветить

      Читательница, в монастыри люди уходят Христа ради или бегут от сложностей мирской жизни. Из любви к ближним обычно живут в миру.
      Касательно крестников, если нет подходящей кандидатуры, то и не надо. Ребёнок вырастет и сам крестится, если захочет.

    • Catilina
      Catilina3 недели назадОтветить

      Прекрасный деликатный ответ священника. Один из Оптинских старцев называл поступивших в монастырь даже не солдатами (считая это обозначение гордым), а рекрутами, которые только учатся, как правильно вести войну с врагом рода человеческого. Отсюда и эта армейская дисциплина, и послушание. Устоявшееся выражение "обида на пустом месте" больше подходит к описанной ситуации. Негативная интерпретация ответа насельников монастырей автором вопроса многое говорит о ее собственном отношении к окружающим людям и недостаточном чувстве самодостаточности, имеет смысл поработать с этим чувством, которое приводит к конфликтам не только в при посещении монастырей.