Почему Господь сказал: «не возжелай себе жены ближнего своего», — а про мужа не сказано? - Православный журнал «Фома»
Почему Господь сказал: «не возжелай себе жены ближнего своего», — а про мужа не сказано?
Фото: pixabay.com

Почему Господь сказал: «не возжелай себе жены ближнего своего», — а про мужа не сказано?

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Код для вставки
Код скопирован

Вопрос читателя:

Здравствуйте! Объясните пожалуйста, почему Господь сказал «не возжелай себе жены ближнего своего», а про мужа ничего не сказано? И почему сказано только о ближних, а о людях дальних, которые являются нам чужими, ничего не сказано? Не все же в мире являются ближними.

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Божие на Вас благословение!

Не все в Писании нужно понимать буквально.

Давайте посмотрим, как эту заповедь трактуют наши толкователи Библии. К примеру, преподобный Никодим Святогорец пишет следующее:

«Предшествующие пять заповедей, учащие обязанностям по отношению к ближнему, препятствуют человеку лишь во внешних словах и делах греховных. Настоящая же заповедь запрещает даже само внутреннее пожелание души. То есть запрещает желать греха в своем сердце, ибо это желание является причиной и корнем всех внешних слов и дел. Против этой заповеди погрешают все те, кто хотя на деле и не берут чужой вещи, но желают душой и сердцем иметь ее, чем бы оно ни было: женой, животным, имением и другим чем».

Вот толкование святителя Григория Паламы:

«Не пожелай чего-либо, принадлежащего ближнему твоему, ни села его, ни богатства его, ни славы, и ничего, чем пользуется ближний твой (Исх. 20:17; Мф. 8:28, Рим. 7:7, Рим. 13:9). Ибо похоть заченши раждает грех, грех же содеян раждает смерть. Посему не желая чужего, воздерживайся, если можешь, и от любостяжания. Еще лучше, если от своей собственности станешь уделять просящему, по мере сил, будешь милостив к нуждающимся в милости, и не будешь отвращаться от хотящего у тебя занять. Если найдешь потерянное, возврати потерявшему, хотя бы он был из числа твоих недоброжелателей (Исз. 23): таким поступком и его примиришь с собою и „победишь благим злое“, что и заповедует тебе Христос (Рим. 12:21, Мф. 5:44, Лк, 6:27)».

О чем говорят эти и другие толкователи, которые пишут в том же духе? О том, что приведенная Вами заповедь — это не конкретно о жене другого мужчины, а о том, чтобы человек (любой человек) не завидовал тому, что есть у другого (даже у ближнего, что уж говорить о дальних) и не имел внутри себя мысли о том, чтобы это чужое присвоить себе.

Почему написано именно для мужчин? Поэтика, то есть устройство текстов Ветхого Завета, как и любых текстов, соответствует определенной эпохе. Не было тогда женской литературы и законы писались в основном для мужчин. Не потому что женщины могли законы не соблюдать, а потому что, думаю, у женщин на Ближнем Востоке было так мало свободы, что о каком-либо выборе речи не шло. Правильно же — тем более что речь идет о внутреннем устройстве любого человека — понимать эту заповедь расширительно — и для мужчин, и для женщин.

Думаю, Вы в курсе, как жестоко наказывали женщин за прелюбодеяние. Так что предполагать, что отношения с чужим мужем для женщины были бы простительны, совершенно неправильно.

Что касается ближнего — речь, с одной стороны, о том, что если уж с близким человеком бывает сложно удержаться от зависти, тем более это сложно с тем, кто тебе совершенно чужой, так что сказано сразу о ближнем, потому что с дальнем тут даже проще. С другой стороны, из Евангелия мы знаем, что ближний — это любой человек, который оказался рядом. Так что, если Вы увидели человека, а у него какую-то вещь, то вот, считайте, сейчас этот человек Вам и есть ближний, а вещь — тот предмет, на который эта заповедь и распространяется.

С Богом!

Задать вопрос
Задать вопрос священнику

    Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail — ответ придет вам на почту.

    P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.

    Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.

    Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (17 голосов, средняя: 5,00 из 5)
    Загрузка...
    31 января 2023
    Поделиться:

    • Catilina
      Catilina1 месяц назадОтветить

      Наталия, одна лишь хромосомная разница не делает кого-то "чище нравcтвеннее милосерднее" или наоборот, нравственность прививается воспитанием-влиянием социума (как пример - дети-"маугли") абсолютно. Матриархат в некоторых африканских странах, где главами одной огромной семьи, обладающей властью абсолютной как над остальными членами семьи,так и над финансами являются женщины, и именно они посылают несчастных наименее ценных членов семьи - мальчиков (не девочек) в путешествие в Ц. Европу и даже США (Англию), этих несчастных юношей, почти детей по дороге насилуют, разбирают на органы, они захлебываются в Средиземном море, идя ко дну на этих утлых суденышках... про жутких теток неопределенных ориентаций, занявших ключевые посты в пока еще ведущих индустриальных странах, ставших во главах даже министерств обороны - мы видим результаты. Война там, война тут... противоположные же лучезарные примеры из Святого Евангелия - это Иосиф Праведный, пожалевший юную жену, это апостолы, сначала струсившие на Голгофе почти все кроме одного, но затем бесстрашно положившие душу свою... а Вы кидаете всех в одну корзину. Нехорошо. Однобоко и пристрастно.

      • Наталья
        Наталья1 месяц назадОтветить

        Нет, не однобоко и не пристрастно. Вы все сложили в одну кучу. Я же обсуждала одну конкретную тему: угнетение женщин мужчинами в ветхозаветные времена. Что подтверждается даже словами из Писания. Лишь эту тему, и приводила аргументы не из своей головы. Если вам неприятно думать о такой действительно имевшей место жестокости мужчин - это не повод путем демагогии: указанием на каких-то "жутких теток" современности, занимающих руководящие должности, пытаться "размыть", то, что я написала. При чем тут женщины-министры обороны и какие-то войны??
        Я пишу вообще о другой тематике.
        Естественно, в ветхозаветное время были те или иные отдельные примеры, как вы привели с прав. Иосифом (так это входило и в Божий промысл, учитывая, кем была эта Жена и для какой великой миссии нужно было сохранить этот уникальный брак), но это не меняет общей картины униженного положения женщин тех времен. Иначе к чему бы сказал Спаситель: "по жестокосердию вашему" в адрес именно мужчин об их отношении к женам? Тут-то при чем ваши примеры? И при чем здесь апостолы в вашем контексте, он какое отношение имеет к поднятой мною теме? Никакого.
        Это потом ап. Пётр сказал о необходимости отношения к женщине как к немощнейшему сосуду.Но это уже было начало другого, христианского времени.
        Станете ли вы опровергать то, что христианство хоть как-то вывело женщину из угнетенного положения?
        В отношении африканских стран, там зачастую такая тяжелая жизнь у женщин, что не дай Бог вам испытать подобное.

    • Наталья
      Наталья1 месяц назадОтветить

      Владимир, почему-то исчезла кнопка "ответить" к вашему последнему посту.
      Я не писала, что вы оправдываете жестокость ветхозаветных мужчин.
      Ваше социальное объяснение: женщины сидели дома, а мужчины работали, никак уважительно не объясняет их отношение к женщинам в плане необходимости получения разводного письма, иначе порой доходило до убийства жён, к тому, что бездетную женщину-вдову передавали, как вещь, брату ее покойного мужа,чтобы она спала с ним и рожала от него детей, к открытым словам слушателей Христа, что если можно разводиться только из-за измены, то лучше вообще не жениться: ишь как - хотели и изменять, и чтобы ничего им за это не было, и ещё пользоваться разводным письмом. При чем здесь ваши пояснения о том, что мужчины работали? Эта безнравственность объясняется тем,что они работали, а женщины - нет?
      И вы сами наверняка знаете, что считается, что именно христианство вывело женщин из этого унизительного положения - об этом постоянно пишут. Значит, это унизительное положение женщин было вызвано не тем,что они не работали, а мужчины работали, а только низкой нравственностью последних и злоупотреблением своей властью над женщинами.

    • Владимир Гурболиков
      Владимир Гурболиков1 месяц назадОтветить

      Даша, где я написал, что такое положение "приемлемое"? Одно дело -- принимать отношения как идеальные. Этого я не делаю. Совсем другое -- понимать, почему и как такие отношения складывались, почему их тогда сложно было преодолеть, что их порождало. И одновременно видеть, что Евангелия нам рисуют не столь примитивную и жестокую картину отношений, как кажется комментатору. Она сложнее. Кстати, именно христианство очень серьёзно повлияло на перемену отношений полов в будущем. В этом надо разбираться, точно так же как и в вопросе о той форме рабства, о какой говорится в Новом Завете. В зависимости от уровня знаний, люди одно и то же место в Писании могут понимать диаметрально противоположно.

    • Даша
      Даша1 месяц назадОтветить

      Нравственный уровень мужского пола того времени был ниже плинтуса. Соглашусь, что власть развращает. Не верится, что социальное равенство полов в наше время существенно повысит нравственность. Просто жестокость и безнравственность приобретет другие формы. Победить зло на земле невозможно - можно только сопротивляться.

    • Владимир Гурболиков
      Владимир Гурболиков1 месяц назадОтветить

      Я не уходил от вопроса и объяснил Вам социальные причины неравенства. Тогда семья не могла выжить, не опираясь на тяжёлый физический мужской труд. В этом дело, а не в какой-то патологической жестокости.

    • Даша
      Даша1 месяц назадОтветить

      Неверно считать, что положение социальное правовое у женщин тех времен было "приемлемое". Как можно считать приемлемым отсуствие прав у человека? Это проявление сексизма говорить, что семья не могла выжить без тяжелого физического труда. Дискриминация женского пола говорить, что тогда в те времена вклад в жизнь это приоритет мужского пола. Делаю вывод, что ваше историческое образование устарело морально.

    • Даша
      Даша1 месяц назадОтветить

      Не соглашусь с обобщением, что мужской пол является причиной войн. Кто рожает и воспитывает этих мужчин? Женщины вкладывают в голову своих детей основные понятия.

    • Владимир Гурболиков
      Владимир Гурболиков1 месяц назадОтветить

      Объяснение не есть оправдание. Я не пытаюсь оправдать чью-то жестокость. Я как человек с историческим образованием пытаюсь Вам пояснить, в чём причины того, о чём пишете.

    • Наталья
      Наталья1 месяц назадОтветить

      Дело именно в патологической жестокости, как вы написали. Иначе Господь бы не упомянул "по жестокосердию вашему" в адрес мужчин. И иначе не было бы других упомянутых мною примеров.
      Кроме того, когда Христос наставлял о возможности развода с женой только за измену - прелюбодеяние, "бедные" мужчины заныли, что это так тяжело, что лучше вообще не жениться. Вот так мужчины тогда относились к женщинам!
      И нет никакого "социального" объяснения их личной, субъективной жестокости и распущенности. Такая мерзость по отношению к женщинам, которые физически слабее мужчин и которым в силу физиологии живётся тяжелее и мучительнее. Нужно иметь мужество и честность признавать эту правду, особенно христианину.
      Власть над более слабым всегда растлевает более сильного, а к женщине у мужчин ещё и сексуальное влечение, и это влечение на почве власти ещё более растлевает вас. Это правда. Не надо лгать, что это не так,ибо такая ложь омерзительна и очевидна.
      По поводу "тогда семья не могла выжить". Если бы женщины отказались вынашивать и рожать детей, рискуя своими жизньню и здоровьем - особенно тогда - и семьи бы никакой не было. Мужчины и близко так не страдали, но при этом жестоко относились к женщинам, более слабым и страдающим больше них.
      Радует, что духом женщины чаще сильнее мужчин, слава Богу за это.

    Загрузить больше комментариев

    Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь