Вопрос читателя:

Здравствуйте! Объясните пожалуйста, почему Господь сказал «не возжелай себе жены ближнего своего», а про мужа ничего не сказано? И почему сказано только о ближних, а о людях дальних, которые являются нам чужими, ничего не сказано? Не все же в мире являются ближними.

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Андрей ЕФАНОВ

протоиерей

Божие на Вас благословение!

Не все в Писании нужно понимать буквально.

Давайте посмотрим, как эту заповедь трактуют наши толкователи Библии. К примеру, преподобный Никодим Святогорец пишет следующее:

«Предшествующие пять заповедей, учащие обязанностям по отношению к ближнему, препятствуют человеку лишь во внешних словах и делах греховных. Настоящая же заповедь запрещает даже само внутреннее пожелание души. То есть запрещает желать греха в своем сердце, ибо это желание является причиной и корнем всех внешних слов и дел. Против этой заповеди погрешают все те, кто хотя на деле и не берут чужой вещи, но желают душой и сердцем иметь ее, чем бы оно ни было: женой, животным, имением и другим чем».

Вот толкование святителя Григория Паламы:

«Не пожелай чего-либо, принадлежащего ближнему твоему, ни села его, ни богатства его, ни славы, и ничего, чем пользуется ближний твой (Исх. 20:17; Мф. 8:28, Рим. 7:7, Рим. 13:9). Ибо похоть заченши раждает грех, грех же содеян раждает смерть. Посему не желая чужего, воздерживайся, если можешь, и от любостяжания. Еще лучше, если от своей собственности станешь уделять просящему, по мере сил, будешь милостив к нуждающимся в милости, и не будешь отвращаться от хотящего у тебя занять. Если найдешь потерянное, возврати потерявшему, хотя бы он был из числа твоих недоброжелателей (Исз. 23): таким поступком и его примиришь с собою и „победишь благим злое“, что и заповедует тебе Христос (Рим. 12:21, Мф. 5:44, Лк, 6:27)».

О чем говорят эти и другие толкователи, которые пишут в том же духе? О том, что приведенная Вами заповедь — это не конкретно о жене другого мужчины, а о том, чтобы человек (любой человек) не завидовал тому, что есть у другого (даже у ближнего, что уж говорить о дальних) и не имел внутри себя мысли о том, чтобы это чужое присвоить себе.

Почему написано именно для мужчин? Поэтика, то есть устройство текстов Ветхого Завета, как и любых текстов, соответствует определенной эпохе. Не было тогда женской литературы и законы писались в основном для мужчин. Не потому что женщины могли законы не соблюдать, а потому что, думаю, у женщин на Ближнем Востоке было так мало свободы, что о каком-либо выборе речи не шло. Правильно же — тем более что речь идет о внутреннем устройстве любого человека — понимать эту заповедь расширительно — и для мужчин, и для женщин.

Думаю, Вы в курсе, как жестоко наказывали женщин за прелюбодеяние. Так что предполагать, что отношения с чужим мужем для женщины были бы простительны, совершенно неправильно.

Что касается ближнего — речь, с одной стороны, о том, что если уж с близким человеком бывает сложно удержаться от зависти, тем более это сложно с тем, кто тебе совершенно чужой, так что сказано сразу о ближнем, потому что с дальнем тут даже проще. С другой стороны, из Евангелия мы знаем, что ближний — это любой человек, который оказался рядом. Так что, если Вы увидели человека, а у него какую-то вещь, то вот, считайте, сейчас этот человек Вам и есть ближний, а вещь — тот предмет, на который эта заповедь и распространяется.

С Богом!

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
14
0
Сохранить
Поделиться: