В четверг 2 марта патриарх Кирилл передал Высоко-Петровскому монастырю Москвы икону Божией Матери «Влахернская» XVIII века, находившуюся в обители до ее закрытия в 20-е годы ХХ века.
Возвращение старинного образа прошло после вечернего богослужение с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в монастырском храме преподобного Сергия Радонежского, сообщает сайт «Патриархия.ru».
- В далекие века подлинник этой иконы был создан в Византии, причем непросто из дерева, но при помощи так называемого воскомастиха. Это смешение ладана, воска, ароматных веществ, которые, замешиваясь, образуют некую пасту, способную затем затвердевать и сохранять форму на долгие и долгие годы. Этот образ Божией Матери был нанесен на кипарисовую доску в древней Византии именно воскомастихом, - рассказал об иконе Первосвятитель.
По словам Предстоятеля Церкви, одна из старинных копий (1701 года) с древнего образа была некогда помещена в Высоко-Петровском монастыре, откуда ее изъяли в 20-ых годах ХХ века. Оригинал же иконы сегодня хранится в Московском Кремле.
- Хотел бы торжественно вернуть старинный чудотворный образ Влахернской Божией Матери в сию святую обитель, откуда она была незаконно изъята. Пусть Царица Небесная всех вас хранит и укрепляет братию в духовном делании, - добавил Святейший.
Помимо старинного образа, Первосвятитель передал обители напрестольный крест, а каждому ее насельнику вручил сборник своих проповедей «Ревнуйте о дарах духовных. О молитвенном делании и духовном возрастании».
В свою очередь, настоятель монастыря игумен Петр (Еремеев) подарил Святейшему две панагии и крест.
Справка
Высоко-Петровский список Влахернской иконы Божией Матери датируется 1701 годом. Икона попала в обитель вскоре после окончания масштабного строительства, осуществляемого здесь Петром I в конце XVII века.
В первое время образ пребывал в Петровском соборе, освященном ранее, после реконструкции, в присутствии царей Петра I и Иоанна V. Позднее икона была перенесена в Сергиевскую церковь, построенную и освященную в память о спасении в Троице-Сергиевом монастыре будущего императора Петра и рода Нарышкиных во время стрелецкого восстания.
Образ представляет собой ковчег, в котором высоким рельефом вырезано изображение Богородицы с Младенцем. Нимб вокруг лика Божией Матери, также устроенный наподобие ковчега, как и сильно углубленный фон вокруг фигур и пять круглых углублений на нимбе Спасителя, предназначались для размещения многочисленных частиц мощей, залитых воском. Сами рельефные изображения на списке выполнены в дереве, покрыты левкасом и расписаны темперой.
На правом боковом поле иконы написано: «Построен сей святой образ в лето 7210. От рождества же по плоти Бога 1701 месяца ноября 8 день. Венец же у сего образа исполнен святых многочислено в заступление наша».
В настоящее время нет единой точки зрения на историю появления Влахернской иконы в Высоко-Петровском монастыре.
Согласно сведениям П. Казанского, около 1847 года резная икона Влахернской Богоматери еще стояла слева от Царских врат в монастырской церкви Петра Митрополита, а уже в конце XIX века икона находилась в храме преподобного Сергия Радонежского.
После закрытия монастыря в 20-е годы ХХ века икона, уже без драгоценного оклада, попала в коллекцию Государственного Исторического музея, откуда в 1990 году была передана в храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове.
Возвращение чтимого Высоко-Петровского списка Влахернской иконы Божией Матери стало результатом возрождения монашеской жизни в стенах Высоко-Петровского монастыря. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла монастырь изготовил копию этой иконы в дар храму Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове в память о том, что эта монастырская святыня почти тридцать лет пребывала под сводами этой церкви.
Читайте также:
О православной иконописи и ее главных святынях читайте тематические материалы «Фомы».
Фото: священник Игорь Палкин/patriarchia.ru