В современном обществе на вопрос об отношении к Русской Православной Церкви нет однозначного ответа. Общество находится в мятущемся состоянии: от «однозначно негативного» до «очень положительного» и даже «восторженного». Между двумя этими полярными точками доминируют определения «положительное» и «нейтральное».

Таковы результаты социологического исследования, проведенного Фондом «Серафима Саровского» в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. Входе анонимного исследования в этих городах были опрошены как люди близкие к Церкви (например, приходские катехизаторы), так и люди светских профессий, контактирующих в своей работе с церковной тематикой: преподаватели ОПК, социальные работники и представители местных администраций.
Примерно равное количество опрошенных (44% и 38%) считают, что отношение к Церкви в обществе сегодня либо «положительное», либо «нейтральное». На долю «негативного» остается лишь 16 процентов.
— Отношение людей к Церкви за последние 2-4 года действительно изменилось. Оно стало более негативным… — считает один из опрошенных, работающий церковным катехизатором. — 2-4 года назад было просто непонимание что такое Церковь, но непонимание благоговейное, то есть все равно при слове «Церковь» в душе что-то екало. Но в последнее время, к сожалению, отношение это меняется в худшую сторону.
При этом само определение «негативное» нуждается в расшифровке:
— Оно скорее означает страх и непонимание. Людям не нужны традиционные отношения, - говорит еще один опрошенный - работник одного из православных сайтов. — При этом они скучают, скажу, как есть, по Господу Богу. … А все, что касается церковной традиции с ее ограничениями, оно пугает и навевает тоску, скуку.
По мнению других респондентов негативное или нейтральное отношение, объясняется тем, что в обществе сформировано неправильное понимание того, что такое Церковь – ее воспринимают как часть традиции, а не как живой и действующий религиозный институт. Многие опрошенные отмечают и негативное влияние «волны антиклерикальной критики». В тоже время по мнению ряда респондентов негатив в СМИ по отношению к Православию имеет и обратный эффект, вызывая у многих интерес к религии.

 

Катехизатор:

Одним словом тут сложно ответить. Если в обществе есть разделение, даже на эти беседы люди приходят иногда с какими-то запросами, претензиями к церкви, а иногда, в большинстве, люди достаточно положительно относятся, то есть, резкого негатива нет. В целом, я бы оценил, как положительное отношение.

Заместитель директора центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов:

Я думаю, что сейчас общество все-таки положительно относится к церкви, как-то оно больше приобщалось к церкви, больше людей стало обращаться церкви. Думаю, положительно.

Руководитель отдела религиозного образования епархии:

Сложно говорить об отношении общества в целом к РПЦ, сколько людей – столько и мнений, мы все разные. Я могу сказать о том, что среди нашего общества отмечается отношение, как положительно, так и негативное. Есть люди, которые в стороне – у них нейтральное отношение. О какой-то статистике говорить трудно, мы ведь не знаем, что на сердце у каждого человека.

Катехизатор тюремного храма:

Не нейтральное и не положительное. Я не знаю, можно ли говорить о негативе, но я сталкиваюсь с очень противоречивым отношением, полярным. Есть какой-то процент населения, который относится положительно, но его гораздо меньше, чем негативно относящихся. Люди, относящихся совсем нейтрально, мне совсем не попадалось.

Катехизатор:

Я думаю, есть люди, которые положительно относятся к православию, причем, число таких людей возрастает все более. Есть люди, которые спокойно, нейтрально относятся к православию, но стоят на такой черте, колеблющейся, то есть, еще не решили для себя, в какую сторону она – православие или что-то другое. Ну и, конечно, есть совершенные атеисты, которые не воспринимают православие и вообще веру.

Учитель начальных классов:

Неоднозначное. Есть и негативное, и нейтральное, и положительное. Потому что я встречаюсь с родителями, и есть вот эти 3 положения, негативное тоже есть.- Положительное преобладает, но не намного.

Редактор женского православного журнала:

Всякое встречается, есть негативное, но это в основном от тех, кто ведется на антицерковную пропаганду. Потому что такие шаблонные рассуждения, не свои собственные, а передача того, что слышали. Выбрать трудно, есть те, кто положительно относятся, есть те, кто резко негативно, есть нейтральное отношение.

Руководитель пресс-службы епархии:

На мой взгляд, отношение к РПЦ положительное, по большей части. Оно проявляется в том, что люди, воспитанные своими предками, в той или иной мере сохранили трепетное отношение к Богу, церкви. Зачастую, даже, не являясь прихожанами храма, они, тем не менее, соблюдают традиции, которые им передали бабушки-дедушки. И таким образом, они передают эти традиции своим детям. Поэтому я думаю, что отношение все-таки положительное

Редактор новостей сайта:

Сколько людей – столько мнений, у каждого человека свое отношение. В большинстве – скорее, положительное.

Редактор светского СМИ.

На мой взгляд, ни одно из вышеперечисленных здесь не подходит. Но если ближе всего – нейтральное. Негативное вряд ли, поскольку за последние 15-20 лет, с учетом прошедшей революции и возращения людей к истокам – люди стали снова воспитывать детей и сами возвращаться к церкви, к этому своему духовному началу. Оценим все-таки, как положительное, с точки зрения последних двух десятилетий. Такая тенденция: положительная и нейтральная - я бы так оценила.

Редактор газеты:

За все общество мне трудно говорить, но в целом – отношение скорее положительно. Потому что сейчас церковь довольно много занимается всякими социальными проектами, благотворительностью, но при этом, нужно отмечать, что есть прослойка людей, которых активность церкви довольно серьезно раздражает и которым кажется, что церковная линия излишне присутствуется и навязывается. Например, в образовании. Но в целом, думаю, что отношение положительное.

Заместитель директора центра социального обслуживания:

Ну, одно дело говорить от имени сотрудников государственного учреждения, а другое — от себя. Или это всё переплетается? Сложно разделить, да... Но в настоящее время, мне кажется, что как раз к Церкви повернулись лицом люди. Очень много людей как-то приобщились, я бы так сказала. И соблюдают и посты, и праздники отмечают, поздравляют друг друга. Что касается даже нас здесь в государственном учреждении православные праздники какие-то значимые тоже не проходят у нас незамеченными. Взять, например, ту же Пасху, традиции сложились. Священнослужители помогают нам в приобретении, так сказать, благотворительной такой помощи, как куличи, которыми мы поздравляем клиентов своих, подопечных наших. Есть, естественно, мероприятия. Недавно совершенно у нас был концерт в субботу здесь, отец Дмитрий организовывал, тоже с подарочками такими для населения. Детские праздники в обязательном порядке. Затем приходят у нас священнослужители в отделение нашего дневного пребывания и там отвечают тоже на различные вопросы. Кроме того у нас, например, дьякон Вадим в попечительском совете учреждения, мы с ним общаемся периодически, несмотря на его очень большую занятость. Общество... Мне кажется, оно [отношение] улучшилось, так сказать... Люди верить стали, вот так бы я сказала, потому что, если раньше как-то эта тема... Наверное, мне кажется, как-то больше людей стали верить вот в то, что, в Бога... Наверное, как-то и другие также приобщаются. У нас недавно, две недели назад освящали учреждение, и инициатива была именно от нас, от сотрудников. Мы попросили, естественно, молебен провести такой в общем-то ... Мне кажется, что это понимание того, что … Я замечаю по сотрудникам, если учесть, что я много лет работаю, что много стало людей как-то верить, приобщаться к вере. Не знаю, как это выразить

Священник:

 

В соц сетях очень агрессивное отношение, но тот же человек, выходящий на улицу, который встретит священника, например, в транспорте, он вполне спокойно относится и даже может подойти с вопросами, которые его волнуют.

 

Катехизатор:

 

Знаете, это очень больной вопрос вот именно сегодня. Я бы сказала, наверное, так – на него ответить однозначно невозможно. Почему? Потому, что отношение действительно изменилось людей к церкви за последние 2-4 года. Я это почувствовала сама не только в разговорах с людьми, мне приходится достаточно часто встречаться, но и непосредственно на своей катехизаторских беседах. Мне приходится много и часто отвечать на разные вопросы, которые раньше просто не задавались.

Отношение стало больше негативным. В чем выражается? Постараюсь сформулировать в чем это проявляется. Во-первых, если до, скажем период 2-4 года последние, было просто непонимание что такое церковь, но какое-то благоговейное непонимание, то есть все равно при слове церковь в душе что-то екало. Поэтому представить себе, что могло последовать вслед за этим, например, это плохо или это нужно, такого вообще не могло произойти, я с этим не сталкивалась. Что могло быть – да, это замечательно, но все-таки я не готов или – как это здорово пусть дети, а я, наверное, потом как-нибудь. Такое могло быть, но представить себе, что я просто не пойду или, что я не считаю это возможным не было никогда. Но в последнее время, к сожалению, это происходит. Что конкретно людей начинает не устраивать. Ну, пресловутое соединение церкви и государства, очень разный уровень жизни священников и людей на приходе, очень разное отношение к людям самих приходов, священников и иногда такая очень боль сквозит в словах людей, что этот священник такой, а этот такой к нему не пойду. Этого я тоже не могла себе представить. Священник – он есть священник. А сейчас люди очень так избрано. То есть люди могут выбирать. М.б. это первое, что приходит на ум потому, что это типовые, повторяющиеся фразы, которые приходят на ум.

 

Учитель ОПК:

 

Я не берусь тут судить. Как Вам сказать - есть явно, среди тех людей, простых людей которые встречаются на моём пути, есть люди, которые верят и ходят - и таких больше мне встречается, чем тех, которые начали бы мне вдруг что-то агрессивно говорить против Веры. Я не берусь вынести суждение.

 

Главный редактор портала:

 

Предположу, что за последние несколько лет отношение общества к Церкви … Вот сразу трудно мне сказать. Потому что я точно могу сказать, что отношение определенной части общества к Церкви улучшилось, определенной части общества — ухудшилось, что те конфликты, в частности медийные, которые разворачивались в последнее время и в СМИ, и за пределами СМИ, тех людей, которые были изначально настроены с недоверием или негативно, возможно, укрепили в своем негативном отношении. А в то же время те люди, которые относились нейтрально, может быть, больше узнали о Церкви, больше имели возможность познакомиться, узнать. И я могу сказать, что вот интерес к православной тематике за последние несколько лет очевидно вырос. И наша аудитория — портал Православие и мир значительно расширилась в том числе за счет круга вот таких сомневающихся людей, и мы получали очень конкретные вопросы от представителей так называемой либеральной интеллигенции о том, как вот можно, скажем, исповедоваться у того или иного священника. Вопросы, которых мы не ожидали. Поэтому мне представляется, что об отношении в целом, о какой-то динамике здесь говорить мне будет трудно и непрофессионально, но я уверена, что большое количество людей за последние годы увидели, приобщились к тому, что составляет, что представляет из себя настоящая церковная жизнь.

 

Редактор сайта викариатства:

 

Я думаю, что отношение общества скорее негативное, но здесь надо раскрыть это слово. Оно, не думаю, что значит просто неприятное отношение или какое-то неприятное ощущение. Оно скорее означает страх и непонимание. Людям не нужны традиционные отношения. И при этом они скучают, скажу, как есть, по Господу Богу. Правил в жизни и так очень много, особенно сейчас. Одних только паролей от различных ресурсов у человека у каждого, наверное, больше пятнадцати есть наверняка. И еще забытых двадцать. И везде правила, очень жесткий закон и контроль на самом деле. И люди стремятся, мне кажется, больше к какому-то абстрактному Богу. А все, что касается церковной традиции с ее ограничениями, оно пугает и навевает тоску, скуку, тем более, что сейчас очень много развлечений помимо... Есть выходы из этой несвободы в виде большого количества развлечений. Есть готовые выходы из этой несвободы в виде большого количества развлечений. Такого вот... Даже такого отвлечения... Знаете, отвлечься... Вот отвлечься есть где. А в Церкви не отвлечешься, понимаете, там все время заставляют что-то делать — то стоять целую службу непонятно зачем, то не есть непонятно почему. И вот это, конечно, людей пугает, и дальше от этого начинаются такие вещи... Какое-то недоверие. Люди видят в этом диссонанс. С одной стороны, им все говорят, вот вы идите туда, там будет счастье и Бог, и там хорошо, дети, там мы всем помогаем, у нас там здорово. А с другой стороны, здорово, но у нас там этого нельзя, и этого нельзя, и этого нельзя... Ну в общем, я думаю, этот диссонанс напрягает людей и внушает им страх.

Заместитель главного редактора журнала:

 

Мне кажется, что все равно будет взгляд необъективный. Каждый человек живет в своей какой-то сфере общения и строит... Если посмотреть соцсети, то в целом равнодушного, нейтрального уже мало отношения. Скорее, есть или сугубо воцерковленные люди, которые несмотря на все кампании до дискредитации Церкви все равно остаются верующими и последовательными христианами, и большая масса в обществе к Церкви стала относиться негативно последние 3 года после событий с Pussy Riot, с историей «часы патриарха» или «квартира родственницы». Ну это была спланированная, мы проводили расследование, спланированная кампания по дискредитации Церкви и лично святейшего патриарха, и она дала свои плоды в обществе, хотя она была искусственная, несправедливая, но... Извините, что многословно так, но теперь подхожу к конкретному ответу. Мне кажется, за последние три года в обществе сформирована в целом скорее негативное отношение к РПЦ.

 

Специальный корреспондент журнала:

 

Я считаю что отношение общества сегодняшнего к Русской Православной Церкви положительное, может быть даже - добавлю от себя - восторженное.

 

Редактор СМИ:

Я думаю что оно очень… собственно общество не слишком однородно в этом смысле. Мне кажется всё-таки большая часть общества считает деятельность РПЦ положительной. В то же время последние годы не для кого не секрет что идёт волна критики, которая является в принципе антиклерикальной. И вот здесь мне кажется часть общества теряет вот это ощущение положительной деятельности Русской православной Церкви. Я не говорю что это хорошо, да, но это есть как есть. Причём она очевидно необъективна, потому что… как сказать… критика деятельности любо конкретного человека, либо конкретной ситуации в какой-то момент перерастает в принципе антиклерикальную волну, что вообще неприемлемо. Идёт какая-то там подмена понятий, но к сожалению - к очень глубокому сожалению - действительно на многих влияет.

Учитель ОПК:

 

Ну, трудно сказать. Думаю, что больше положительное. Хотя, если брать среднеарифметическое, то может быть и нейтральное. Но мне почему-то хочется думать что всё-таки положительное.

 

Начальник отдела повышения квалификации центра социальной политики:

 

Оно противоречивое. Часть людей относятся с уважением и симпатией и сами стараются в какие-то минуты трудные жизни обращаться в Церковь. Ну для большинства, за исключением явно верующих. А многие люди соблазнены, скажем так, какой-то пропагандой, и поэтому отрицательно относятся к Церкви, в первую очередь, мотивируя это жизнью священства — неидеальной, так скажем...

 

Катехизатор:

Людей, которые относятся положительно, становится почему-то больше. Людей, которые относятся отрицательно, становится почему-то меньше. А людей равнодушных становится больше.

 

Катехизатор:

 

Однозначно, наверное, на этот вопрос нельзя ответить. Потому что какая-то часть общества относится положительно, какая-то нейтрально, какая-то негативно. Но здесь важно вот что отметить. В основном в обществе сформировано неправильное вообще понятие — что такое Церковь. Неадекватное восприятие церковной действительности, потому что общество не понимает, что такое церковь, ее назначение. Не знает практически историю Церкви. Отчасти потому, что даже не хотят знать. Это и неудивительно. Мы мало знаем историю своей семьи, очень редко кто из нас знает имена, фамилии даже дедушек — иногда встречаются такие вещи. А уж прадедушек, прабабушек мы точно не знаем, к сожалению. И поэтому история нашей страны, которая тысячу лет как неразрывно связана с историей христианством, мы тоже не знаем. И уж тем более не знаем историю мирового христианства. История искусства тоже самым непосредственным образом связана с христианством. Это тоже только знают лишь специалисты или просто интересующиеся этой темой. А в основном складывается такое, исходя из незнания, странное очень отношение к Церкви очень далекое от действительности. Поэтому я думаю, что в основном ну как-то, я затрудняюсь сказать все-таки, как в большей степени — нейтральное там, положительное, отрицательное... Я боюсь сказать... Потому что, с одной стороны, видишь, как массы людей ходят по большим праздникам на Рождество, на Пасху в Церковь, транслируют Богослужение по центральным каналам. Часть людей идут, молятся, ну во всяком случае они так считают, что они молятся, не знаю по каким другим причинам. Ну все идут, и я пойду. Другая часть людей смотрит это по телевизору, третья спит. Ну как-то вот с одной стороны вроде бы и есть много интересующихся, а с другой стороны, эти же интересующиеся — непонятно, что им конкретно интересно. Поэтому вопрос надо конкретизировать. Какие слои, может быть, какой возрастной состав больше нас интересует, какая выборка должна быть. Поэтому мне очень сложно. В основном, наверное, никакое отношение все-таки я бы сказал. В основном. Больше половины случаев

Катехизатор:

 

Есть разные группы людей, который по-разному относятся к Церкви в зависимости вот от чего: все мои друзья и знакомые из уважения ко мне к Церкви относятся либо положительно, либо нейтрально. Все остальные, мои не знакомые, относятся к Церкви скорее прохладно либо отрицательно.

 

Учитель ОПК:

Я – молодой специалист. И соответственно я в кругу молодых людей, молодых девушек больше общаюсь с ними. Я могу сказать, больше противоречивое отношение. Есть атеисты среди моих знакомых, т.е люди, настроенные категорически против. Есть люди, которые настроены просто нейтрально. Есть те, кто говорят, что верят, но не воцерковляются, т.е не посещают Церковь, не соблюдают посты и т.д. Т.е. по-разному, на самом деле. Не могу сказать однозначно. И даже в моем кругу общения тоже не могу даже выделить большинство, кто, например, атеисты, кто верит. Ну вот по-разному, честно

 

Учитель ОПК:

 

Если смотреть в целом, конкретно общество, то, скорее всего, нейтральное.   Но в принципе все равно люди есть, те, которые с Церковью связаны очень тесно, очень плотно, для них жизнь в этом заключается, поэтому в принципе зависит от каждого лично. А так к Церкви в принципе отношение очень положительное.

 

Режиссер епархиальной студии:

 

Я бы, наверное, однозначно не сказала про все общество в целом. И хотя сейчас оно у нас считается таким, секулярным, я считаю все-таки очень неоднозначное отношение общества к Церкви. Потому что оно… есть люди – терпимо относятся и к храму, и вообще, все что происходит вокруг Церкви. Есть просто такие вот интересующиеся и абсолютно безразличные люди. И есть уже воцерковленные люди, то, конечно, они практически все воспринимают положительно и стараются все оправдать, что даже какие-то, может быть, такие…даже может, я бы не сказала, конечно, негативные…

Пресс-секретарь социального отдела епархии:

Здесь нужно, мне кажется… Общество очень стратифицировано сейчас по степени развития, на мой взгляд, и люди, которые относятся к интеллектуальной элите – у них отношение к церкви достаточно противоречивое: если им везёт они встречают хорошего священника который знает что он делает и если такие люди попадают в хороший храм, где всё понятно в плане службы то их отношение очень положительное и это очень полезно для самой Церкви.

Автор и ведущий программ на радио:

 

Общества в целом? Ну, общество имеется в виду, скорее всего, светское общество, да? Оно сейчас стало хуже, чем раньше. То есть, скорее, оно настороженное. Оно настороженное и слегка саркастическое. Да? И это то, о чем нас предупреждали, вообще говоря, умные люди и старцы – да? – что будут христианину в след плевать. Причем, этому есть причина. Об этом – отдельно, да?

 

 

 

 

В рамках реализации проекта «Комплексная программа формирования межконфессиональной толерантности, через всестороннее изучение и освещение аспектов деятельности Русской Православной Церкви»"

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 17.01.2014 №11-рп и на основании конкурса, проведенного Национальным благотворительным фондом».

1
1
Сохранить
Поделиться: