8 марта в культурном центре «Фавор» прошла живая лекция журнала «Фома» – «Великие истории любви в мировой литературе».
Кандидат филологических наук, специалист по зарубежной литературе Марина Пахолкина провела сравнительный анализ произведений русской и зарубежной литератур и рассказала: можно ли назвать отношения в книгах эталоном? Каких литературных героев мы идеализируем? И что думали о своих персонажах писатели?
Знакомство с историями любви началось с разбора фрагмента статьи Сергея Аверинцева «Древний урок человечности», где автор анализирует плач Ярославны. Автор пишет, что в «Слове о полку Игореве» любовь предстает не как влюбленность или страсть, но как жалость. Это важный аспект любви, который, по мнению автора статьи, «близок разным эпохам русской жизни».
Лектор отметила, что главный символ любви в литературе – Ромео и Джульетта. Действительно, это история о любви, которая оказывается сильнее смерти. Однако, несмотря на чистоту и серьезность чувств (Ромео и Джульетта тайно женятся и умирают супругами), их любовь – страстная и эмоциональная. Вся трагедия занимает пять дней, и за такой промежуток времени глубокие чувства не успевают зародиться. Ромео и Джульетта теряют разум от любви и погибают.
Другой тип любви представлен в сочинении священника Ермолая (в монашестве – Еразма) – «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Как в случае Ромео и Джульетты, мир встает не на сторону героев, но Петр и Феврония, несмотря на трудности, спасают и поддерживают друг друга. Как известно из «Повести…», они прожили вместе всю жизнь и умерли в один день. Сегодня Петр и Феврония – пример высокой христианской любви, преданности и супружеской верности.
Марина Пахолкина также сравнила «Гордость и предубеждение» и «Евгений Онегин». Герой английского романа, мистер Дарси, безусловно, интересен и привлекателен для Элизабет Беннет, но она – гордая девушка и не дает волю чувствам. Элизабет подходит к знакомству рационально: она анализирует поведение мистера Дарси, не очаровывается им, а видит изъяны и недостатки и идет на сближение постепенно. И только после объяснительного письма мистера Дарси Элизабет понимает, что их чувства взаимны.
Совершенно по-другому ведет себя Татьяна Ларина, когда встречает Онегина. «И в мыслях молвила: вот он!» – эта фраза из письма Татьяны – штамп из сентиментальных французских романов. И современники Александра Пушкина понимали отсылку автора: в их глазах Татьяна выглядела комично. Для них она – наивная девушка из деревни, которая «влюблялася в обманы и Ричардсона и Руссо». Правда, автор возвышает героиню в конце романа. «Но я другому отдана; я буду век ему верна» – вот пример подлинной любви, которой достигает Татьяна и которая становится идеалом русской женщины.
Еще один пример христианской любви – «Капитанская дочка». Из девушки, которая падает в обморок от звука выстрелов, Маша Миронова становится героиней, которая способна на многое ради любви. Она едет в Санкт-Петербург к императрице с просьбой о помиловании Петра Гринева. Только такая любовь, где есть самопожертвование и стремление спасти другого, преодолевает все испытания.
Эмма Бовари и Анна Каренина – еще две героини, которых часто сравнивают. Эмма Бовари – красивая умная женщина, которая выходит замуж за простого лекаря. Как и Татьяна Ларина, она имеет представление о любви только по книгам и тоскует о сильных и страстных чувствах. Что ее ждет? Неудачи и разочарование. Флобер показывает, что бывает с теми, кто оказывается не в состоянии принять реальность.
Романтики ищет и Анна Каренина. Но настоящая ли это любовь? Можно предположить, что позиция Льва Толстого выражена в диалоге Долли Облонской и Кити Щербацкой. «Не хочу быть той, кто все время прощает» – говорит Кити и получает от Долли ответ, что «это и есть любовь». Но Анна Каренина воспринимает любовь как взрыв чувств, страсть, и это ее губит. Постепенно их отношения с Вронским портятся – появляются непонимание, колкости, упреки. Семью не спасает даже ребенок.
Лектор завершила рассказ мыслью, что настоящая любовь – это умение понимать, прощать и чувствовать боль другого человека. И главная цель любви – не убить себя, как это сделали Ромео и Джульетта, а спасти друг друга, как поступили Петр и Феврония.
Лекция состоялась в рамках проекта «Христианские корни Запада и России». Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
В конце лекции слушатели могли задать вопросы. Они узнали: почему рыцарское поведение – не такое рыцарское, как кажется на первый взгляд? Рассказ «Дама с собачкой» – история любви? И как сложилась личная жизнь Антона Чехова?
Благодарим культурный центр «Фавор» за помощь в организации встречи, а слушателей – за интерес к живым лекциям журнала «Фома». Будем рады видеть Вас на новых мероприятиях!