Вопрос читателя:

Здравствуйте. У меня проблема. Моя мама очень религиозный человек: ходит в храм каждое воскресение и по всем праздникам. Недавно у меня состоялась свадьба, в ноябре родится дочь. Назвать решили Роза. Мама настаивает на крещении. Но муж яростно против. На мои вопросы, как крестить ее в православие и зачем, она отвечает: «Так надо. Чтобы была под защитой». Такое чувство, что это всё лишь ради галочки. Меня мама тоже всю жизнь так воспитывала: «Надо ходить в храм. Это твоя обязанность». Зачем — не знаю. Мама мне никогда ничего не объясняла, просто говорила, что так надо и всё. С годами мне это надоело, стала часто с ней ругаться и злиться. Мама заставляет меня ходить в храм и причащаться потому что «так надо». На все мои вопросы о вере и Боге мама говорит «так надо». Или отвечает: «Спроси у батюшки». Я не понимаю, с каким именем крестить дочь и зачем это надо делать, ведь водить в храм и тому подобное никто не станет. Но, боюсь, и мою дочь она воспитает, как и меня — «просто так надо». Стоит ли крестить дочь в Православие и с каким именем, если это «просто так надо»?

Елена

Андрей ЕФАНОВ

протоиерей

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Дорогая Елена!

Мне очень жаль, что так вышло. Если я все верно понял по письму, боюсь, Ваша мама в основном просто старалась и старается соблюдать внешние стороны церковной жизни, в то время как внешнее — это вещь достаточно второстепенная и во многом бесполезная, а то и вредная, если нет понимания внутреннего. Бывает, конечно, что человек часто ходит в храм и в какой-то момент количество переходит в качество, но судя по тому, что она Вам не смогла рассказать, зачем же это все «надо», такой переход не произошел. Мне очень жаль. И я очень понимаю, что в какой-то момент Вы, перестав понимать эту необходимость встать рано-рано утром в воскресенье, куда-то пойти или поехать и что-то сделать без понимания, зачем это Вам, просто, получив такую возможность, разом отвергли это все. Собственно, это самый логичный исход, который мог бы тут быть.

Давайте теперь с Вами немного поговорим о том, зачем же это все надо и как Вам быть сейчас, точнее, какие есть варианты. Вы прочтете, подумаете и решите для себя, как действовать.

Дочь Вашу, конечно же, будете воспитывать Вы и Ваш муж — это Ваша с ним ответственность, как родителей. Бабушку к процессу воспитания можете не привлекать вообще — пусть видится с дочкой, гуляет, пусть дочка знает свою бабушку, но, в общем, основное время с девочкой будете проводить Вы и муж, так что собственно воспитание все будет на Вас.

Теперь что касается Крещения, зачем это все.

Смотрите, человек появился не сам по себе, его сотворил Бог. Так же, как и весь наш прекрасный мир возник не сам по себе из ниоткуда, но сотворен Богом. От избытка любви в Себе Господь решил, что нужно сотворить мир. Он создал планеты, разные минералы, какие-то потрясающие вещи вроде огромных звезд, черных дыр и прочих интересных явлений природы, и создал в том числе живые существа. Сперва это были духи служебные — в основном очень добрые, прекрасные, которые в основном умеют выполнять то, что им скажут, но не очень умеют что-то изобретать сами. Это ангелы. Бог создал животных. В каком уж порядке и насколько время создания сопоставимо с нашим восприятием течения времени, сказать очень сложно. На эту тему в Писании не сказано ничего, но, видимо, все же создание по человеческим меркам заняло какое-то время. А может быть, животные были созданы с потенциалом к развитию и изменению, так что сейчас мы можем видеть следы этого процесса развития в виде находок археологов — и видим, например, как с течение времени развивался скелет у млекопитающих, как менялись крылья у птиц и т. п.. И в какой-то момент, когда все эти интересные существа были созданы, Господь сотворил человека — уникальное и ни на что не похожее творение. Знаете, в чем его уникальность? Он создан по образу и подобию Бога. А это знаете о чем? Только не о внешнем виде! Образ Божий — это значит, что человек, как и Бог, обладает творческим потенциалом и способен творить. Не из ничего, конечно, потому что он не Бог, но, в общем, он умеет создавать принципиально новые вещи: из глины и мрамора — статуи, из кремния — материнские платы, из красок — рисовать картину хоть с прямой, хоть с обратной перспективой, из жизненных историй — сюжеты длинных романов, коротких повестей и разного размера стихов. Такое больше не умеет никто в таком объеме: даже приматы, которых изучают антропологи, хоть и делают примитивные орудия труда, но развить это все так, как человек, не могут, потому что нет в них образа Божия. Так что если Вы пишите стихи, вышиваете что-то по своим схемам, если готовите, создавая новые рецепты или Вы инженер и делаете то, что даже патентуется как изобретения — это все образ Божий в Вас, такой вот подарок. И в муже, и в маме, и в доченьке, которой дай Бог быть здоровенькой и по-настоящему счастливой! И еще одна сторона этого образа — то, что у человека свободная воля, а значит, он может выбирать и отвечать за свой выбор. Так что когда Вы ищете свой путь в жизни, свое мнение, когда что-то нужно понять именно Вам, а не просто сделать, как говорят другие, — это тоже в Вас образ Божий живет, та самая свободная воля.

Есть и второй момент — подобие Божие. А это о том, что человек не родится готовым, но имеет потенциал к тому, чтобы стать таким, как Бог, — то есть полным любви.

Наверное, в общих чертах Вы знаете, что однажды человек распорядился своей свободой катастрофическим образом. Искушение Адама — это, в общем, о том, выбирает человек быть с Богом или без Бога. Почему важно первое? Просто сотворен человек так, что он не живет в вакууме онтологическом (бытийном), но в полноте реализуется именно в согласии, со-работничестве, синергии с Богом. Если он сам по своей воле выбирает для себя полноту своего бытия и реализации — это значит, быть с Богом. Синонимы этого — вечная жизнь и Спасение. Тогда раскрывается его человеческий потенциал, в полноте работают его чувства, живет душа, в общем, человек реально уподобляется Богу и внутри у него будет удивительное состояние мира, радости, любви ко всем. Это те состояния, которые немного непривычным для нас языком описывали святые в аскетической литературе. Так вот, в тот момент искушения человек решил послушать змея, которого он знал несколько минут, хотя мог бы посоветоваться с Богом, Которого он знал намного дольше и Который, в отличие от змея, понимает, как человек создан и в чем его полнота. Человек выбрал быть без Бога — и это и есть грехопадение. Грех — это значит «ошибка». То есть человек выбрал совершенно не тот путь, не к полноте своей — а к уничижению, небытию, смерти, потому что жизнь — только с Богом, так живет этот мир.

И мы все, потомки Адама, внутри себя несем память об этом выборе, о том, что есть два варианта — с Богом и без Бога. Адам до своей ошибки знал только жизнь с Богом и был счастлив. А после этого он и каждый человек постоянно находится на развилке дороги — с Богом или без, с Богом или без? В вечность или в смерть? В жизнь вечную или в погибель?
Вот так обстоят дела.

И пока не пришел Христос (см. Кто такой Христос, и зачем Он пришел к нам?), у людей был только вариант Адама — путь в никуда, в смерть… Когда Христос сделал то, что Он сделал, Он дал человеку во всей его человеческой природе самому выбирать — идти в вечность, к Богу, или остаться без Него. Мы теперь не на 100% зависим от Адама, но каждый из нас может сделать свой собственный выбор, куда идти — по правильному пути, то есть с Богом, или по ошибочному, то есть греховному.

Все грехи, которые Вы знаете, — это то, что противоречит любви, миру, счастью: зависть, гнев и все прочее. Понимаете же, что когда это внутри, то счастливой быть не будешь. А все состояния хорошие — это то, что ведет к миру, любви, радости. Вот и все.

Аскетика — это тот опыт, который наши святые наработали для того, чтобы убирать то, что вредит душе внутри, и собирать (стяжать) то, что ее питает, живит, наполняет, обогащает.

Церковная жизнь — это все те же практики, которые человека питают и обогащают. Исповедь — помогает очистить душу от накопившейся и ранящей ее тяжести грехов, убрать то, что мешает миру, легкости, счастью, полету, бытию с Богом. Молитва — это живой разговор с Богом. Вы можете где и когда угодно общаться напрямую с Творцом мира, представляете? Можете читать тексты, которые написаны нашими святыми, а можете просить и благодарить своими словами и на любом языке — как нравится. Церковная служба — это общая молитва. Когда люди объединяются, чтобы помолиться вместе, это другой вид молитвы, который помогает также почувствовать и единство с теми, кто един с Вами в вере, кто на том же пути, на котором и Вы — к Богу. Есть и еще одно — Божественная литургия. Это такое богослужение, на котором Христос присутствует еще и во Плоти и Крови. Как Вы понимаете, это Причастие — совершенно особое Таинство, в котором человек материальным образом приобщается (присоединяется) к Богу. То есть входит в то состояние, к которому призван изначально, по своей природе. Это очень удивительная, необъяснимая и сильная вещь (см. Причастие: что это? ).

Почему мы делаем это все регулярно? Потому что надо где-то силы черпать, потому что общение с Богом — это помощь, радость, это естественное состояние. И как бы эта «развилка» внутри не сбивала с правильного пути, все равно хочется вернуться на правильную дорогу, используя то, что дал Господь для этого (Таинства) и что наработали другие христиане до нас (та самая аскетика). Как часто это все делать — тут индивидуально и тут и правда лучше советоваться со священником особо и отдельно.

Жаль, что мама не смогла этого увидеть, может быть, и ей некому было рассказать. Но теперь Вы знаете, что и к чему.

Дальше смотрите, что Вы выбираете для себя и для своей дочки, вот и все.

И добавлю, что младенцев крестят, чтобы была возможность их поминать церковно и причащать, растить их не просто как человека, но и как христианина. А вся аскетика, молитвы и осознанные исповеди, самоанализ и прочее — это, конечно, для человека взрослеющего (по мере поступления, не все сразу) и во всей полноте — уже для совсем взрослых.

Конкретно по теме Вашего вопроса есть вот такой текст: Не хочу крестить ребенка. Что сказать родне?

Храни Господь!


Фото https://ru.depositphotos.com

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
3
0
Сохранить
Поделиться: