11 декабря 2023 года в Новом Театре в Москве состоялась презентация уникального в своем роде литературно-художественного издания – фотоальбома «Стена и слово. Русский монастырь на границе с небом».
Авторами этого альбома стали основатель и художественный руководитель Нового Театра, режиссер, автор текстов Эдуард Бояков и член Союза фотохудожников России фотохудожник Михаил Розанов. Из более, чем 500 действующих монастырей в России они выбрали всего 10, о которых и рассказали в довольно необычной форме.
Каждому монастырю в фотоальбоме отведена отдельная глава, имеющая строгую композицию: название, отражающее миссию монастыря, историко-литературное эссе и 11 черно-белых фото, на которых запечатлены монастырские комплексы в единстве с природным ландшафтом.
При этом при работе над альбомом его авторы выдержали несколько принципов, подчеркивающих концепцию всего проекта:
● монохромная (черно-белая) съемка – позволяет рассмотреть геометрию архитектуры, линии, детали, рельефы, фактуру;
● только экстерьеры – стены, порталы, купола, все то, что соединено с природой, что уходит в небо;
● безлюдность (съемку проводили ранним утром) – это позволяет сосредоточиться на вечном, не преходящем, отстраненном от человеческой суетности;
● определенное время года для каждого монастыря – когда обитель наиболее откровенно демонстрирует свою духовную миссию;
● определение миссии единственным емким словом: царство, праведность, знание, аскеза, переход, политика, рубеж, воинство, тайны, подвиг;
● съемка без применения дронов – ракурс взгляда художника должен быть естественным, таким же, как взгляд паломника или посетителя монастыря.
Открывая презентацию, Эдуард Бояков выразил надежду на то, что выход книги станет стартом для развития целого проекта, т.к. сейчас обсуждается возможность экспозиции в Третьяковской галерее на Крымском валу, а также планируется цикл лекций о русских монастырях в Новом Театре в 2024 году.
– «Стена и слово» – это наше с Михаилом Розановым личное путешествие вглубь русского православия, – сказал Эдуард Бояков. – Как творческие люди мы пытались дать внятный артикулированный взгляд на феномен русского монастыря, не разделяя культуру на светскую и церковную. Думаю, от такого разделения наша культура многое теряет.
Автор текстов к альбому заметил, что монастыри вписаны в ежедневную городскую жизнь, слиты с ландшафтом и природой, «при этом они являются границей между земной жизнью и тем, что находится за ее пределами». Именно поэтому в названии альбома есть подзаголовок: «Русский монастырь на границе с небом».
– Граница здесь – ключевое слово. Монохромность, в которой всегда работает Михаил Розанов, отражает этот смысл. Мы попытались задать себе вопросы, что такое русский монастырь. И дали на него свой ответ, в котором мы вовсе не претендуем на то, что нашими устами глаголит истина. Это путь к тому, чтобы разобраться в важнейшем феномене православной обители, – добавил Эдуард Бояков.
Он пояснил, что каждый раздел книги «посвящен свойству монастыря как герметичного организма». Причем акцент сделан именно на обителях Русского Севера – «особого вектора» по словам Эдуарда Боякова.
В свою очередь, Михаил Розанов признался, что до этого проекта редко снимал храмы и вообще слабо знал мир русских монастырей, а взявшись за работу «испытал огромное потрясение».
– Много осознал и принял. Я очень изменился за это время. Изменил отношение к жизни. Самое необычное, что я видел, что произвело наиболее сильно впечатление – это Соловки… Соловки меня эмоционально перевернули, – поделился фотохудожник.
В презентации также приняли участие меценаты издания, без помощи которых, вероятно, его и не было бы – это инвестиционный директор компании Kama Flow Кирилл Тишин и директор благотворительного фонда «Свете Тихий» диакон Даниил Булычев.
Кроме того, своими впечатлениями от работы над фотоальбомом поделились его литературный редактор Елена Жосул и дизайнер Дмитрий Мордвинцев.
Авторы адресовали свою книгу широкой публике. Проект реализован при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и благотворительного фонда «Свете Тихий».