Вопрос читателя:

Добрый день!

Можно ли обет Богу дать нечаянно? У меня иногда бывает, что в какой-то повседневной жизненной ситуации я мысленно прошу помощи у Бога (речь обычно идёт о сущих пустяках). Всё бы ничего, но одновременно с просьбой возникает мысль что-то Богу пообещать. Например, «Господи, если я успею на этот автобус, то прочту такой-то акафист 10 раз подряд», «если получится это сделать, никогда не буду есть такой-то продукт» (при этом мысль проносится как импульс, я её не успеваю толком взвесить, а уж тем более не желаю всерьёз исполнять). Если задуматься, не хочу ничего подобного обещать. Но потом всё равно мучаюсь от этих мыслей. Можно ли такие помыслы назвать обетом? Или обет — это то, что дается серьёзно, «официально» (вслух, возможно перед духовником и т. д.), а здесь речь идёт о некоей психологической проблеме (навязчивых мыслях)?

Я боюсь, что невыполнение такого рода условий является грехом «нарушения обещания, данного Богу», но при этом эти мысли-обещания появляются как бы вопреки моей воле, вместо обычного «Господи, помоги!».

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Здравствуйте!

Думаю, это Вам не только к священнику нужно обращаться, но и к психологу.

Слово, которые Вы произносите, имеет очень большой вес. И данные как бы невзначай обещания все-таки остаются обещаниями. Вспомните, как бывало обидно и грустно, когда взрослые в Вашем детстве обещали что-то сделать, например, чтобы Вы, ребенок, перестали их упрашивать, а потом не делали. Вы ведь не думали, что это не настоящее обещание, верно? Обещание и есть обещание. Так что да, обет дать таким образом очень даже можно. Вопрос, нужно ли?

Я считаю, что вообще практика обетов подходит для каких-то редчайших случаев, настолько исключительных и сложных, что очень малому числе людей нужно к ним прибегать. Это как операция под общим наркозом — в принципе, сделать ее можно любом человеку, можно и зуб под общим наркозом лечить, но вмешательство в зуб не настолько серьезно, чтобы прибегать к общей анестезии, поэтому мы делаем местную или — если проблема совсем простая — и вовсе обходимся без наркоза. И гипс накладываем на серьезные перелом, а если ушиб или вывих — обходимся лангеткой, или просто бинтом, или мазью и все, чтобы не перегружать организм излишней для небольшой травмы заботой.

Так вот обет — это дело очень серьезное и сложное, и нужно категорически избавляться от этой практики постоянных обетов.

А вот как это сделать — тут, думаю, Вам нужно обратиться к психологу. На исповеди у священника в этих обетах нужно каяться, а вот с психологом разбираться, какую такую внутреннюю потребность и неуверенность в себе Вы закрываете, пытаясь обезопасить себя этим огромным количеством ненужных совершенно обещаний, которые как бы дают Вам гарантию непонятно чего.

По письму и без личного разговора я не готов совсем это разбирать. Поэтому и советую обратиться к специалисту при личной встрече.

С Богом!

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
1
0
Сохранить
Поделиться: