Вопрос читателя:
«А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своём будут услышаны». Готовлюсь к Евхаристии. Утреннее и вечернее правила, Последование содержат молитвы со схожим смыслом. Но суть одна и та же. А тут и каноны... уходишь из семьи на час. Это ли не многословие? В чем смысл исполнения этого церковного правила? Ведь Господь лучше нас видит сердца наши.
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Здравствуйте!
Давайте посмотрим, что пишут толкователи об этом месте из Евангелия от Матфея.
К примеру, вот слова архиепископа Аверкия (Таушева): «Под многословием в молитве понимается мнение язычников о молитве, как о заклинании, которое, повторенное много раз, может оказать действие. Мы молимся не потому, что Бог не знает наших нужд, а единственно для того, чтобы очистить наше сердце и стать достойными Божьих милостей, вступив духом своим во внутреннее общение с Богом. Это-то общение с Богом и есть цель молитвы, достижение чего не зависит от количества произнесенных слов. Порицая многословие, Господь в то же время заповедует непрестанные молитвы, уча, что молиться нужно всегда и не унывать (Лк. 18:1), Сам же проводя ночи в молитве. Молитва должна быть разумной: мы должны обращаться к Богу с такими просьбами, которые достойны Его и исполнение которых спасительно для нас. Уча нас такой молитве, Господь дает, в качестве образца, молитву „Отче наш“, получившей за это название Господней молитвы».
Как видим, суть не в количестве слов, а в их качестве.
Другие толкователи и правда говорят о том, что суть не в том, чтобы сказать много слов, а в том, чтобы открыть Господу свое сердце. К примеру, так пишет святитель Иоанн Златоуст, но и не только он.
Откуда взялись молитвенные правила? Как думаете, почему нельзя прийти в храм, быстро, с краткой молитвой нарезать хлеб, попросить Господа благословить его, влить в него благословенное вино — и причаститься? Потому что, в общем, человеку нужно время, чтобы хоть немного привести себя в порядок перед причастием. Мы и так всегда, увы, приступаем к Чаше недостойно. И час-полтора Божественной литургии — это то время, в которое человек может, отбросив все прочие мысли, заботы, чаяния, устремиться всецело к Богу. К этому, конечно, добавляется византийская традиция составления текстов по определенным канонам, но смысл все равно в том, чтобы человеку подготовиться.
Откуда взялись молитвенные правила? В какой-то момент, когда людям стало неудобно по разным причинам дома совершать службу мирянским чином, чтение последований заменили серией молитв. Молитвы, как Вы можете видеть из их названий, составлены древними отцами, и содержат в себе, в общем, прошения обо всем, что человеку нужно днем или ночью. Утреннее правило занимает минут 15, вечернее — около 20. Это не такое большое время, но за него совершается настройка человека на правильный лад. Если Вы имеете благословение и соответствующие знания, Вы можете читать дома последование службы для мирян. Если у Вас какие-то срочные обязанности — есть краткое правило преподобного Серафима Саровского. Оно, впрочем, как и любые другие варианты правил, предполагает, что в течение дня человек непрестанно творит Иисусову молитву. Вы смотрите, какие у Вас обязанности дома, и посоветуйтесь с духовником, как Вам быть. Потому что одно дело — если, например, Вы постоянно сейчас в делах, и совсем другое- когда на молитву у Вас времени не хватает, а на просмотр каких-нибудь соцсетей, развлекательного кино, роликов, разговоры необязательные — хватает.
Что касается канонов, за раз их прочитать и правда сложно, поэтому многие разделяют подготовку ко причастию на несколько дней, так что в день читают по одному канону. Можете засечь: канон занимает несколько минут, если читать его в темпе, не бегом, но и не задерживаясь долго на каждом прошении. И канон имеет важную функцию учительную: читая слова святых, которые эти тексты составили, мы понимаем, как и о чем надо молиться. И несколько минут с Богом точно никому не будут лишними.
С Богом!