В храме нередко можно услышать диалог, в котором прихожане или священнослужители ссылаются на мнение старцев. О беседах с духовно одаренными монахами рассказывали великие русские писатели Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский. Так кто такой старец в православии?
Упоминание о соборных старцах в монастырях можно найти в книгах XVI века. Это были монахи, которые помогали настоятелю управлять делами. Однако старчество в современном его значении сложилось во второй половине XVIII столетия и связано с личностью преподобного Паисия (Величковского).
Его, а позднее тех, кто шел по пути старчества, отличали мудрость, прозорливость, особый дар рассуждения и святости в личной жизни, умение наставлять других на пути духовного развития.
Учениками святого стали монахи Оптиной пустыни. Тогда целая плеяда старцев окормляла не только насельников монастыря, но и мирян, которые приходили к ним за помощью. Они могли дать точный совет, утешить в бедах, увещевали, исцеляли от телесных и духовных недугов и, что самое важное, открывали человеку волю Божию о нем.
Интересно, что старец — не официальное звание или служение в Церкви. Такой дар могли получить только те, кто взял на себя большой подвиг служения, молитвы, поста.
Среди известных старцев можно назвать и оптинских святых — преп. Льва (Наголкина), иеросхимонаха Макария (Иванова) и Амвросия (Гренкова), и епископа Игнатия (Брянчанинова), и св. Иоанна Кронштадтского.
Кроме России понятие старчества связано со Святой Горой Афон. Правда, в афонской традиции старцами называют тех, кто занимает руководящие должности в монастыре. В истории и преданиях этого места сохранили многие имена. Например, Николая, Антония и Афанасия — основателей монастыря Ватопед. Среди современных афонских старцев — Иосиф Ватопедский и Паисий Святогорец.
Если мирянин или монах становились учениками старца, то в первую очередь для решения духовных вопросов. Без утайки рассказывали они о помыслах, а взамен могли наедяться на исцеление души.
Другие люди шли к мудрым наставникам, чтобы получить совет и утешение. Иногда относились к ним как к магам. Такое понимание в корне неверно, не случайно многие представители духовенства критиковали подобный подход.
А кто такой старец в православии XX века? Назовем лишь некоторые имена известные далеко за пределами Церкви. Это, например, архимандрит Иоанн (Крестьянкин) или духовник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Кирилл (Павлов).
Подготовлено редакцией журнала «Фома»