
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Вопрос читателя:
Доброго времени суток! Не понимаю вот чего: человек жил, верил в Бога, происходит болезнь/авария/травма, память стирается, и вот все, во что он верил и тд, он просто не помнит. Не говорит ли это о том, что нашу веру определяет наше сознание? Такой человек для Бога кто? А те, кто больны шизофренией и т.д.? Сумбурный вопрос, но надеюсь вы поймёте, о чем я.
Татьяна
Отвечает иерей Сергий Савенков:
«Психическое заболевание не умаляет достоинства человека. Церковь свидетельствует, что и душевнобольной является носителем образа Божия, оставаясь нашим собратом, нуждающимся в сострадании и помощи» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, XI Здоровье личности и народа, п. 5)
Уважаемая Татьяна, спасибо вам за вопрос. Проблема, о которой вы говорите, очень важна для современного человека, который пытается осознанно прийти к Богу, поскольку она может являться точкой входа в разговор о христианской антропологии (антропология — учение о человеке).
Вначале я привёл выдержку из документа, принятого Русской Православной церковью на Архиерейском соборе 2000 года. Подготовка текста велась с января 1997 года, это действительно соборное решение, а не мнение одного священника или епископа.
Человек — это единство тела, души, ума и воли. «Сам же Бог мира да освятит вас всецело, и всё ваше естество, дух и душа и тело, да будет безупречно соблюдено в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес.5:23). Полноценное взаимодействие с миром и Богом возможно только при наличии всех составных элементов, но это не значит, что больной человек навсегда лишён возможности Богообщения.
Начнём с того, что вспомним умерших младенцев. Если считать, что наследниками Царства Небесного могут быть только сознательно верующие люди, то нам придётся признать, что все дети, умершие в раннем возрасте, или вовсе не родившиеся, лишены Богообщения по смерти. Но Церковь учит иному. Вот что по этому поводу пишет святитель Григорий Богослов: «Иные даже не имеют возможности и принять дара, или, может быть, по малолетству, или по какому-то совершенно не зависящему от них стечению обстоятельств, по которому не сподобляются благодати [крещения] …последние не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что, хотя незапечатлены, однако же и не худы, и больше сами потерпели, нежели сделали вреда. Ибо не всякий, недостойный наказания, достоин уже и чести; равно как не всякий недостойный чести достоин уже наказания» (Слово 40, на святое Крещение. Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского: Т. 1–2. — Санкт-Петербург: П.П. Сойкин, 1912. / Т. 1. – 680 с.).
По аналогии решается и вопрос о людях, утративших рассудок. Они не несут полной ответственности за свои поступки. В Евангелии есть рассказ о человеке, который для всех окружающих был безумным. Он жил в пещерах, в которых иудеи хоронили умерших, не носил одежды и даже разрывал цепи, которыми его сковывали, чтобы он никому не навредил (Ср. Лк.8:26-39). Этот человек оказался одержим бесами, и Господь его исцелил. Характерно, что вначале Христос общается с демонами, которые жили в человеке, и только после его освобождения с ним самим, поскольку никакое общение невозможно с человеком, потерявшим рассудок.
Разум действительно необходим нам, чтобы общаться с Богом, а наше сознание определяет нашу веру.
Мир вам и радость от Господа!
В душе и в духе (сознании) есть и человеческая, и Божественная части.
"Иные даже не имеют возможности и принять дара, или, может быть, по малолетству, или по какому-то совершенно не зависящему от них стечению обстоятельств, по которому не сподобляются благодати [крещения]" - непонятно, как по малолетству? Ведь крестят же младенцев... Или это при отсутствии крёстного?
Добрый день! Приводится цитата Григория Богослова, жившего в IV веке. Если говорить коротко, то в IV веке в Церкви еще не было единого мнения о том, можно ли крестить младенцев, и во многих районах крестили преимущественно взрослых, способных публично свидетельствовать о своей вере. Окончательное всецерковное решение о том, что крестить младенцев можно и нужно сложилось только в начале V века. То есть святитель в письме описывает реалии своего времени.
Будьте совершенны как Отец ваш совершен есть, говорит Господь! А совершенство предполагает отличие добра от зла, тьмы от света, серого от белого и так далее.А совершенство в миру мы не приобретаем как мне кажется, так как мир во зле лежит написано в евангелии. Так вот дети(субъективно опять же), намного совершенней нас взрослых. Душа не может быть с отклонениями, просто поврежден приемник(тело).
Тут вернее делить дух и душу. Иначе может быть путаница. Душа тесно связана с телом, с высшей и просто нервной деятельностью, обменом веществ и так далее.
Одна женщина просила старца её очистить и он её очистил,а она возвращается к нему и просит вернуть её болезнь,я стала неверующей,а он ей и говорит:-"Много я трудился,чтобы тебя очистить,но мне нужно ещё больше трудов,чтобы вернуть половину твоей болезни и половину твоей веры".
если несложно можете указать ссылку на нормы написания комментариев (похоже не прошел их) - чтобы знать на будущее.
спасибо
В принципе, нормы-то основные те же, что у всех, хотя многие проблемы уникальны, и мы пока не смогли их описать. Главная проблема не в регламенте, а в том, что модерировать приходится по возможности и силам. А надо, чтобы кто-то вычитывал и имел знания и возможность заниматься непосредственно диалогом с комментаторами, участием в диалогах и т д. По сути, профессиональная работа. Пока сил и средств нет на это. Поэтому могут комментарии зависать в премодерации, если некому внимательно прочесть.
Не прославлены и не наказаны - это куда? Ни в рай ни в ад посерединке?
А почему им шанса не дали прославиться или запачкаться? В чем тут проявление божьей мудрости?
Вся фишка в том, что концепция рая и ада - не в наказании и награде. Очевидно, что бог мог изначально оградить первых людей от запретного плода, не допустить туда змея итд, а если нужен был тест, то по результатам проваливших экзамен мягко устранить, а не обретать на вечные муки. Ну и создать следующих, которые тест пройдут.
Если б был нужен тот, кто не знает, что можно грешить, и не грешил бы по этой причине, то такие и были с самого начала, но им явно спланированно позволили пасть. Потому что единственный способ отбора праведников - это осознанный выбор между добром и злом, которого у Адама с Евой до грехопадения не было по определению.
И вся эта концепция идет прахом относительно таких вот людей, не способных выбирать по своему разумению.
Если на "почему бог допускает страдания" еще можно ответить - чтобы испытать людей.
То тут выходит, что сама система для разделения людей на грешников и праведников устроена из рук вон плохо, с кучей недочетов (люди умершие в малом возрасте и люди с нарушенной психикой - лишь малая часть этих недочетов), и, значит, либо никакой структуры нет, и церковники в очередной раз натягивают сову на глобус. Либо создал эту систему отнюдь не высший разум, а кто-то куда менее совершенный, иначе система не была бы столь непродуманной.
Вопросы логичные, вроде. Но попробуйте сравнить с отношениями родителей с детьми. Огромная любовь и глубина отношений -- при постоянном поиске ребёнком степени самоопределения. Можно от него при этом всё угрожающее, потенциально опасное, закрыть, загородить, спрятать? Ну, предположим, что можно. Но будет ли польза от таких отношений и воспитания?..