Кто для Бога человек с больной психикой?

Кто для Бога человек с больной психикой?

Вопрос читателя:

Доброго времени суток! Не понимаю вот чего: человек жил, верил в Бога, происходит болезнь/авария/травма, память стирается, и вот все, во что он верил и тд, он просто не помнит. Не говорит ли это о том, что нашу веру определяет наше сознание? Такой человек для Бога кто? А те, кто больны шизофренией и т.д.? Сумбурный вопрос, но надеюсь вы поймёте, о чем я.

Татьяна

Отвечает иерей Сергий Савенков:

«Психическое заболевание не умаляет достоинства человека. Церковь свидетельствует, что и душевнобольной является носителем образа Божия, оставаясь нашим собратом, нуждающимся в сострадании и помощи» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, XI Здоровье личности и народа, п. 5)

Уважаемая Татьяна, спасибо вам за вопрос. Проблема, о которой вы говорите, очень важна для современного человека, который пытается осознанно прийти к Богу, поскольку она может являться точкой входа в разговор о христианской антропологии (антропология — учение о человеке).

Вначале я привёл выдержку из документа, принятого Русской Православной церковью на Архиерейском соборе 2000 года. Подготовка текста велась с января 1997 года, это действительно соборное решение, а не мнение одного священника или епископа.

Человек — это единство тела, души, ума и воли. «Сам же Бог мира да освятит вас всецело, и всё ваше естество, дух и душа и тело, да будет безупречно соблюдено в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес.5:23). Полноценное взаимодействие с миром и Богом возможно только при наличии всех составных элементов, но это не значит, что больной человек навсегда лишён возможности Богообщения.

Начнём с того, что вспомним умерших младенцев. Если считать, что наследниками Царства Небесного могут быть только сознательно верующие люди, то нам придётся признать, что все дети, умершие в раннем возрасте, или вовсе не родившиеся, лишены Богообщения по смерти. Но Церковь учит иному. Вот что по этому поводу пишет святитель Григорий Богослов: «Иные даже не имеют возможности и принять дара, или, может быть, по малолетству, или по какому-то совершенно не зависящему от них стечению обстоятельств, по которому не сподобляются благодати [крещения] …последние не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что, хотя незапечатлены, однако же и не худы, и больше сами потерпели, нежели сделали вреда. Ибо не всякий, недостойный наказания, достоин уже и чести; равно как не всякий недостойный чести достоин уже наказания» (Слово 40, на святое Крещение. Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского: Т. 1–2. — Санкт-Петербург: П.П. Сойкин, 1912. / Т. 1. – 680 с.).

По аналогии решается и вопрос о людях, утративших рассудок. Они не несут полной ответственности за свои поступки. В Евангелии есть рассказ о человеке, который для всех окружающих был безумным. Он жил в пещерах, в которых иудеи хоронили умерших, не носил одежды и даже разрывал цепи, которыми его сковывали, чтобы он никому не навредил (Ср. Лк.8:26-39). Этот человек оказался одержим бесами, и Господь его исцелил. Характерно, что вначале Христос общается с демонами, которые жили в человеке, и только после его освобождения с ним самим, поскольку никакое общение невозможно с человеком, потерявшим рассудок.

Разум действительно необходим нам, чтобы общаться с Богом, а наше сознание определяет нашу веру.

Мир вам и радость от Господа!

Задать вопрос
Задать вопрос священнику

    Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail – ответ придет вам на почту.

    P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.
    Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.

    Если вы хотите оперативно читать новые ответы в нашей рубрике, подписывайтесь на Telegram-канал «Вопросы священнику»

    Если вы хотите оперативно читать новые ответы в нашей рубрике, подписывайтесь на Telegram-канал «Вопросы священнику»

    Если вы хотите оперативно читать новые ответы в нашей рубрике, подписывайтесь на Telegram-канал «Вопросы священнику»

    Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (44 голосов, средняя: 4,80 из 5)
    Загрузка...
    29 ноября 2020
    Поделиться:

    • Dan
      Dan3 дня назадОтветить

      Не прославлены и не наказаны - это куда? Ни в рай ни в ад посерединке?
      А почему им шанса не дали прославиться или запачкаться? В чем тут проявление божьей мудрости?
      Вся фишка в том, что концепция рая и ада - не в наказании и награде. Очевидно, что бог мог изначально оградить первых людей от запретного плода, не допустить туда змея итд, а если нужен был тест, то по результатам проваливших экзамен мягко устранить, а не обретать на вечные муки. Ну и создать следующих, которые тест пройдут.
      Если б был нужен тот, кто не знает, что можно грешить, и не грешил бы по этой причине, то такие и были с самого начала, но им явно спланированно позволили пасть. Потому что единственный способ отбора праведников - это осознанный выбор между добром и злом, которого у Адама с Евой до грехопадения не было по определению.
      И вся эта концепция идет прахом относительно таких вот людей, не способных выбирать по своему разумению.
      Если на "почему бог допускает страдания" еще можно ответить - чтобы испытать людей.
      То тут выходит, что сама система для разделения людей на грешников и праведников устроена из рук вон плохо, с кучей недочетов (люди умершие в малом возрасте и люди с нарушенной психикой - лишь малая часть этих недочетов), и, значит, либо никакой структуры нет, и церковники в очередной раз натягивают сову на глобус. Либо создал эту систему отнюдь не высший разум, а кто-то куда менее совершенный, иначе система не была бы столь непродуманной.

      • Владимир Гурболиков
        Владимир Гурболиков3 дня назадОтветить

        Вопросы логичные, вроде. Но попробуйте сравнить с отношениями родителей с детьми. Огромная любовь и глубина отношений -- при постоянном поиске ребёнком степени самоопределения. Можно от него при этом всё угрожающее, потенциально опасное, закрыть, загородить, спрятать? Ну, предположим, что можно. Но будет ли польза от таких отношений и воспитания?..

    • Валерий
      Валерий3 недели назадОтветить

      Написал, что-то от себя, а где Слова Божьи? На счет детей сказано: Мф 18:10 ...что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного..
      Они не нуждаются в покаянии и крещении. Про больных психикой тоже сказано: Лк 6:20 ...Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие...
      

      • Кузнецов Михаил
        Кузнецов Михаил3 недели назадОтветить

        Боюсь Вас огорчить, но Лк6:20 говорит не об умалишенных. Анализ текстов Писания показывает, что выражение "нищий духом" (евр. анавим) означает человека, прошедшего страдания, смирившегося и вверившего себя Богу. В каком-то смысле к таковым можно отнести и умалишенных, но далеко не в первую очередь. На ФОМЕ есть небольшой материал на эту тему: https://foma.ru/nishhie-duxom-trepeshhushhie-i-sklonivshiesya-v-duxe.html

    • Антонина
      Антонина1 месяц назадОтветить

      Ничего не понятно, так сначала надо выгнать бесов и потом общаться? Как безумный человек может общаться ? Какой образ Бога он представляет?

    • алекс
      алекс1 месяц назадОтветить

      На украинском языке сумашедший звучит как БОЖЕВИЛЬНЫЙ , тоесть богосвободный или свободный от бога не отвечающий перд богом.

    Загрузить ещё