8 лет — тот возраст, когда ребенок уже начинает активно читать самостоятельно. Но многим восьмилеткам еще трудны длинные тексты, когда чтение растягивается надолго. Короткие рассказы тут подойдут лучше, ведь их можно прочитать сразу и по горячим следам обсудить с родителями. Поэтому мы предлагаем подборку коротких рассказов для детей 8 лет. Детям они будут не только интересны, но и полезны: каждый из них по-своему раскрывает вечную тему «что такое хорошо и что такое плохо», причем без навязчивой назидательности.
Что почитать? Что посмотреть? Куда сходить? Во что поиграть? Эти вопросы все время мучают родителей на каникулах (да и не только). «Фома» решил помочь вам и собрал циклы рекомендаций на разные возраста и по разным направлениями. Вам же останется только наслаждаться общением с ребенком. Все рекомендации смотрите здесь.
1.
Юрий Коваль. «Выстрел»
(из сборника «Чистый Дор»)
В Чистом Доре, маленькой деревушке на Вологодчине, хотя и мало жителей, но есть своя школа, и в ней четыре ученика. Это постоянные персонажи цикла рассказов Юрия Коваля «Чистый Дор»: Нюрка Зуева, Федюша Миронов и два брата Моховы. Дело происходит в 60-е годы прошлого века. Вместе со взрослыми мальчишки отправляются копать колхозную картошку, а первоклассницу Нюрку оставляют «дежурной за кроликами», их при школе было больше сотни.
Нюрка от возложенной на нее ответственности ведет себя значительно и даже немного командует: поручает дошкольнику Вите подежурить за нее, пока она сбегает за картофельной ботвой для кроликов. Причем даже вооружила его — на случай, если налетит ястреб. «Она зашла в чулан и достала сторожевое ружьё». И напутствует: «Налетит ястреб — стреляй беспощадно». Но говорит она это ради солидности. Читатели, уже знакомые с Нюркой по другим рассказам Коваля, знают, что она человек сердобольный и чуткий и, конечно, не станет никого убивать.
И когда ястреб налетает-таки на кроликов и Витя убивает его выстрелом из ружья, реакция Нюрки поражает ребят. Среди всеобщего ликования («Он будет космонавтом! — кричали братья Моховы. — … Молодец!») Нюрка вдруг говорит: «А мне ястреба жалко. Такой красивый был». Ребята пытаются вразумить ее: «А кого тебе больше жалко, ястреба или кроликов?» Но Нюрка не поддается на эти манипуляции. Ее позиция может показаться по-детски наивной, ей жаль и тех, и других. Но это свидетельство психологической, эмоциональной зрелости и даже мудрости. Тем более что Нюрка предлагает альтернативное решение проблемы, бескровное: «Я бы не стала убивать. Я бы просто шуганула его. Он бы улетел».
Нелегкий рассказ. И то, что в нем, как и в других произведениях Коваля, присутствует мягкий юмор, не уменьшает его трагизма. Здесь есть что обсудить с детьми. Нюрка, конечно, милосердная и заступница всех живых существ. Но она же сама велела шестилетнему малышу Вите стрелять в ястреба. И теперь он покаянно рыдает, сидя на крыльце школы, а Нюрка выступает строгим судьей. Жалко в этом рассказе всех — и, может быть, это главный урок, вынесенный из чтения. Все живые существа — создания Творца, в каждом — своя неповторимая красота. И надо по возможности эту красоту беречь.
2.
Виталий Коржиков. «Караколе»
(из сборника «Морской сундучок»)
В одном из плаваний на Кубу моряк и писатель Виталий Коржиков подружился с маленькой дочкой рыбака Терезой. Тереза с доверием и симпатией относится к русским морякам и дарит им красивые раковины — караколе, за которыми сама ныряет в море. Рассказчику она обещает подарить «самую красивую, самую большую раковину»: «Она еще в море, на дне, но я ее достану». Ради дружбы можно пойти и на риск. И это не легкомысленная бравада, а почти что подвиг.
Рассказ совсем небольшой, а как мастерски раскрыт характер маленькой кубинки, какая напряженная интрига! Успеет ли Тереза до отплытия теплохода передать свой подарок? «Теплоход уже загружен сахаром. Мы готовимся к отплытию. Капитан приказывает убрать трап. А Терезы всё нет. И вдруг из-за борта доносится тоненький крик:
— Караколе! Караколе! Сеньор, караколе!»
В доме Виталия Титовича Коржикова хранится диковинная раковина, большая, причудливой формы. И в ней шумит море, что у берегов Кубы. Страны, в которой у Коржикова было много друзей — и детей, и взрослых.
Трогательный и светлый рассказ о дружбе, которой не препятствует ни разница в возрасте, ни принадлежность к разным народам, ни огромные расстояния.
3.
Ксения Драгунская. «Лекарство от послушности»
В рассказах Ксении Драгунской тесно переплетаются веселая фантазия и сугубый реализм повседневной жизни. Вот и в этом рассказе сюжет вроде бы сказочный: в лесу появляется добрый гномик-оптимист, который очень хочет кому-нибудь помочь. В его помощи явно нуждаются дети, живущие в санатории по соседству. Но не потому, что у них проблемы со здоровьем, вовсе нет.
У этих «ужасно примерных детей» проблемы, как сейчас модно говорить, с эмпатией. Воспитательница Алла Потаповна и доктор Пяткин делают все возможное, чтобы превратить этих детей в обычных, но пока не получается. Их пациенты «никогда не жгли костров, не приносили домой маленьких собачат и котят, не лазали по деревьям, не ходили гулять на крыши, не путешествовали по лужам и не пачкали одежду, не разбивали коленки, не верили в гномиков». Они только ходили парами и ябедничали друг на друга.
Доктор Пяткин уже думает, что исправить этих детей может только чудо, и оно свершается. Гномик, появившись в санатории, первым делом превращается в котенка. Но если у нормального ребенка котики вызывают умиление, то у этих детей — отторжение («он заразный, наверное… лишаи… глисты… пусть воспитательница посадит его в мусорное ведро!»). Когда же гномик является им в своем настоящем виде, они дружно заявляют, что гномиков не бывает.
Смертельно обиженный гном в отместку превращает детей в лягушат. Урок пошел впрок. Когда гном, сжалившись, расколдовывает их, дети становятся отзывчивыми и даже берут под коллективную опеку приблудившегся щенка. А доктор и воспитательница радуются, что они становятся придумщиками и начинают верить в чудеса, как и положено нормальным детям.
Вот таким «лекарством от послушности» стал добрый гномик и его волшебство. А сам рассказ Ксении Драгунской — отличное лекарство детям от излишней взрослой рассудочности и скучной приземленности.
4.
Денис Макурин. «Спасибо»
(из сборника рассказов «Полведра сгущёнки»)
Денис Макурин живет в Холмогорах. Несколько лет назад он попал в тяжелую аварию и с тех пор ограничен в передвижении. Но его оптимизму, отзывчивости и чувству юмора можно по-хорошему позавидовать. Денис пишет детские книжки, которые наполнены лучистой добротой и любовью к людям и миру.
В коротком милом рассказе «Спасибо» действия особого нет. Ну, болтают, встретившись на прогулке, Мишка-рассказчик, его приятель Вовка и Анька-первоклашка. Обсуждают парад, прошедший накануне. И Вовка рассказывает, как они с родителями ходили к дедушке, как папа, взобравшись на лестницу, укрепил под номером дома красную звезду: «Звезда значит, что в доме живет ветеран».
А потом вся семья собралась за столом, уставленным простыми, но вкусными яствами: бабушкины пироги, чугунок с горячей картошкой, соленые грибочки… И Вовка, включив телевизор, радостно возвестил: «Как же здорово, что мы родились в эпоху телевизора!» «А папа посмотрел на дедушку и сказал: “Спасибо, папа, что мы вообще родились”, — и все вдруг улыбнулись». Потому что праздник, собравший всю семью, был Днем Победы!
Незатейливый вроде бы рассказик, а сколько в нем всего! И тепло семейного очага, и благодарность деду-фронтовику, и гордость за него и всех своих близких… Все эти «чувства добрые» рассказ Дениса Макурина наверняка вызовет в юном читателе. И ему захочется после прочтения обнять бабушку и дедушку!
5.
Станислав Востоков. «Селёдка»
(из сборника «Рябиновое солнце»)
Эти рассказы Станислава Востокова, много лет изучавшего редких животных в разных странах мира, посвящены природе и обитателям маленькой деревушки, притулившейся под самым боком у Москвы. Оказывается, не только экзотические звери и птицы могут удивлять нас повадками, но и такие привычные кошки, собаки, вороны… Именно им посвящена эта прямо-таки детективная история.
Рассказчик снимает комнатку у деревенской жительницы Анны Петровны. Однажды утром хозяйка обнаруживает, что пакет с селедкой, оставленный на кухне, исчез, а под окном — цепочка вороньих следов. Рассказчик, как опытный сыщик, идет вместе с Анной Петровной по этим следам и раскрывает «преступление». Вороньи следы сменяются кошачьими — это кот отобрал у ворон законный трофей. Кошачьи — собачьими: это уже пес вынудил кота бросить добычу. И наконец, у дома продавца местного магазинчика Тимофеева рядом с собачьими следами появляются следы человека, ведущие за калитку. А вот и сам Тимофеев. «Доброе утро, — сказала Анна Петровна, — ты пакета с селедкой не видал?» — «Так это ваш? — удивился Тимофеев. — Я его у Балбеса отнял. — Он кивнул на конуру. — Там еще полрыбы осталось. Возьмете?»
Ситуация анекдотическая и вместе с тем поучительная. Благодаря своей наблюдательности и смекалке рассказчик легко распутывает «дело об украденной рыбе» и даже получает компенсацию: Тимофеев выдает из своего магазинчика новый пакет с рыбой. Такой вот получился, по выражению того же Тимофеева, «круговорот селедки в природе».
6.
Энн Хогарт. «Мафин печет пирог»
(из цикла «Мафин и его веселые друзья»)
Сказочные истории про ослика Мафина и его друзей поначалу были маленькими пьесками, которые британка Энн Хогарт сразу после окончания Второй мировой войны разыгрывала вместе с мужем в семейном кукольном театре. Популярность веселых и поучительных историй быстро распространилась за пределы Англии, а в 60-е годы сборник «Мафин и его веселые друзья» был переведен на русский язык и полюбился многим поколениям российских детей.
В этой истории ослик Мафин собрался испечь для друзей пирог, изучил кулинарную книгу, приготовил ингредиенты. Но его друзья решили из лучших побуждений помочь процессу. Пчела принесла мед с наказом от пчелиной царицы обязательно его добавить в тесто. Мафин не смог отказать, потому что тогда пчелиная царица обидится. Следом появилась попугаиха Поппи и вынудила Мафина использовать только что снесенное ею яйцо. На робкие попытки ослика отказаться она страшно рассердилась: «Как он смеет думать, будто куриные яйца лучше попугаичьих!» Затем в процесс приготовления вмешались негритята Волли и Молли, пингвин Перигрин, и каждый добавлял в пирог что-то свое, например, страус Освальд украсил его перьями из своего хвоста.
Когда пирог вынут из печки, расстроенный до слез ослик обнаруживает отсутствие поварского колпака и вспоминает: «Шапка упала у меня с головы в миску, но все были так заняты приготовлением моего пирога, что не заметили ее, а я забыл ее вынуть. Знаешь, Освальд,— добавил он, — мне совершенно не хочется есть. Но надеюсь, что вам всем пирог очень понравится. Пойду немножко погуляю…»
Неожиданная развязка утешит маленького читателя, который наверняка сочувствовал ослику, которому досаждали назойливые доброжелатели. Справедливость восторжествовала: пусть теперь сами попробуют пирог с шапкой и страусиными перьями. Вывод, который сделает ребенок по прочтении, очевиден. Надо уметь говорить «нет» и не бояться испортить отношения с людьми, если ты убежден в правоте своего дела.