В 10 лет человек вступает в подростковый возраст, самый, может быть, трудный период в жизни человека. Как никогда, в это время ему нужен образец для подражания, и хорошая книга здесь бесценный помощник. Короткие рассказы для детей 10 лет, собранные здесь, не такие уж короткие. Но и десятилетний ребенок уже не первоклашка, едва научившийся читать и не способный осилить больше странички текста. Он вполне может быстро усвоить и более твердую интеллектуальную пищу.

Что почитать? Что посмотреть? Куда сходить? Во что поиграть? Эти вопросы все время мучают родителей на каникулах (да и не только). «Фома» решил помочь вам и собрал циклы рекомендаций на разные возраста и по разным направлениями. Вам же останется только наслаждаться общением с ребенком. Все рекомендации смотрите здесь.

1.

Владислав Крапивин. «Воробьиная ночь»

Короткие рассказы для детей 10 лет

Владислав Крапивин — создатель и руководитель легендарного морского корреспондентского отряда «Каравелла», благодаря которому Екатеринбург (в годы создания и расцвета отряда — Свердловск) стал местом паломничества всех, кого интересовала неформальная педагогика и вообще — наполненная морской романтикой, идеалами товарищества и взаимовыручки жизнь. Эта жизнь так или иначе отражалась во всех произведениях Крапивина. Но — в художественных образах. А этот рассказ — документальный. Для тех, кому дорог Крапивин и все, что с ним связано, — бесценное свидетельство того, как жили каравелловцы.

В отряд приходит новенький, Витька. «Маленький, щуплый, слишком серьезный». Поначалу «ветераны» отряда думают, что он будет обузой в походах, но Витька в первый же свой выход на яхте доказывает обратное. В грозу посреди разбушевавшейся водной стихии (Верх-Исетское водохранилище называли Свердловским морем) он, толком не умеющий плавать, наравне со старшими, опытными ребятами лихо управлял яхтой и не дал ей перевернуться. Когда все было позади, он признался Крапивину, что вообще-то очень боится грозы.

Следующий эпизод был еще более серьезной проверкой Витькиной стойкости. В походе ребята попадают в еще более жуткую грозу. Как раз Витьке выпал черед дежурить по палаточному лагерю. «Витька стоял у сосны. Дождь лупил его по спине, по берету, наливался в сапоги, гроза атаковала его оглушительным треском и вспышками, а он оставался на посту, маленький и прямой, как стойкий оловянный солдатик… Я выскочил под ливень:

— Витька, сумасшедший! Марш в палатку!

Он помотал головой. Губы у него были сжаты. «Вообще-то я очень боюсь грозы», — вспомнилось мне…»

Так маленький человек проявил большое мужество. А при чем тут воробьиная ночь? Кто-то из ребят вспоминает, что, когда в грозу летают переполошившиеся птицы, такую ночь называют воробьиной. Но тут явный намек на воробьиный рост и возраст Витьки, для которого эта ночь стала и боевым крещением, и новой важной ступенькой личностного роста.

2.

Виталий Коржиков. «Рыба»

Из сборника «Морской сундучок»

Короткие рассказы для детей 10 лет

Короткий, но глубокий, мудрый и очень светлый, как всегда у Виталия Коржикова, рассказ-быль. Начинается он, по обыкновению, стремительно и захватывает с первых строк: «Жили мы с сыном на берегу океана, ходили к бухте смотреть, как рыбачат другие, а сами не поймали ни одной рыбы». И вот собираются на вечерний лов завсегдатаи-рыбаки: бывалый водолаз, старый боцман, капитан третьего ранга, стайка мальчишек и рассказчик с сыном. Поэтично, красочно и азартно описывает Коржиков эту рыбалку. У всех ловится шикарная крупная рыба, а им с сыном не везет. И вдруг сын вытаскивает маленькую краснопёрку. Он счастлив, но сидящие рядом с удочками мальчишки гасят эту радость презрительными усмешками: «Ну и рыба…» Но взрослые бывалые моряки оказываются мудрее и добрее.

«Командир корабля посмотрел на краснопёрку и как-то звонко сказал:

— Вот это рыба!

Старичок, который курил трубку, спросил:

— Первая?

Мы кивнули, и он закачал головой:

— Ай да рыба!

Качнул головой водолаз. И старый боцман, который ловил китов в Антарктиде, развел руками:

— Да, это рыба!»

На всю жизнь запомнился рассказчику и его сыну этот урок доброты и великодушия, широта души незнакомых людей, сумевших разделить с мальчишкой его нехитрую радость.

«И уже прошло с той поры много лет, и ловилась у нас в жизни рыбка всякая — и большая, и малая, и хорошая, и не очень, — а мы с сыном часто вспоминали, как шли мы, счастливые, по золотому закату домой, несли улов, и какая эта была прекрасная, замечательная, лучшая в жизни рыба!»

3.

Юрий Яковлев. «Колючка»

Короткие рассказы для детей 10 лет

Почти в каждом классе есть свой Колючка — вредный мальчишка (или девчонка), который изводит всех, а особенно тех, кто слабее, мелкими пакостями, унижает, насмешничает. Именно таков герой одноименного рассказа Юрия Яковлева. «Он вечно сновал по школе, ко всем приставал и всюду совал свой длинный острый носик… Колючка доставлял людям массу неприятностей…»

Но особенно много неприятностей он доставил своей однокласснице Вере, которая втайне от ребят играет в куклы. В десять лет, а именно такого возраста герои рассказа, уже несолидно играть в куклы. Хотя Вера не столько играет, сколько конструирует и шьет для своей куклы одежду. Но одноклассники, которым нахальный Колючка показывает, глумясь, куклу (он выхватил ее из Вериного портфеля), этого не знают и потешаются над девочкой. Колючка не только напакостил девочке, но и опозорил ее перед всеми. Результат очевиден: «С тех пор между девочкой и Колючкой установилась черная вражда».

Но вот однажды Вера становится свидетельницей расправы над Колючкой «трех больших ребят». Дело происходит на улице, мимо идут однокашники, но никто не собирается заступаться за надоевшего всем пакостника. Колючке уже разбили нос, но тут Вера бросается к нему на помощь. «Вера почувствовала, как что-то горячее хлынуло в ее сердце. То, что ее враг Колючка попал в такое тяжелое положение, нисколько не радовало Веру. Она забыла, что Колючка когда-то больно обидел ее. Высмеял на весь класс. Теперь девочка думала о том, как выручить Колючку».

Это рассказ о благородстве, о прощении. И о том, как пробуждается совесть в том, кто получил наглядный урок великодушия. В заскорузлой душе Колючки, который, несмотря на юный возраст, уже довольно порочен, вдруг шевельнулся стыд. В нем пока еще нет раскаяния и благодарности: «В его глазах не было ни страха, ни радости. Он с удивлением смотрел на Веру и ничего не говорил». Но какая-то непростая работа уже началась в этой душе. А вот широта души Веры, способной принять и бывшего врага, поражает: она смотрела вслед молча уходящему Колючке, «и ей казалось, что это идет друг».

4.

Виктория Ледерман «Четвертый класс. Ненавижу Мирона Соломатина»

Из сборника «Уроков не будет!»

Короткие рассказы для детей 10 лет

Прошло больше полувека, и Виктория Ледерман рассказывает историю, очень похожую на ту, что описал Юрий Яковлев в рассказе «Колючка». Только ситуация, в которую попадает обидчик героини, уже не просто тревожная — она смертельно опасная.

Света Головастикова все десять лет своей жизни страдает от своей фамилии. Первые три года в школе ее дразнили, понятное дело, Головастиком. Но наглый и циничный сосед по парте Мирон Соломатин дал ей новое, обидное прозвище — Плюшка, которое прочно пристало к девочке. Света полная, близорукая, шепелявая, медлительная. В общем, отличный объект для буллинга, инициатором которого и является «отвратительный гад» Мирон Соломатин. Он изощренно третирует соседку по парте. От угроз (Света не дала ему списать домашнюю работу) он быстро переходит к делу. В ход идут и кулаки, и грубые оскорбления, и гнусные слухи («Он рассказывал всем, что ему противно со мной сидеть, что от меня пахнет свиным салом»). Мирон подстраивает Свете ловушки, а когда она оказывается в смешном и нелепом положении, снимает все это на телефон. Портит ее вещи — подбрасывает в карман пальто петарду (это могло и покалечить девочку). Наконец, он прибегает к кибербуллингу: с неизвестных номеров Свете поступают оскорбительные сообщения и гнусные картинки, намекающие на ее полноту…

Но даже когда издевательства Мирона приобретают черты совсем уже разнузданной травли, Света не жалуется взрослым из чувства собственного достоинства: «рассказать об этом кому-нибудь было еще унизительнее, чем терпеть молча». Она щадит чувства других и не хочет обременять близких своими проблемами. Но длительная травля деформирует личность и агрессора, и жертвы. И честная, совестливая, великодушная Света начинает ненавидеть своего обидчика. «Я точно знаю, что такое “ненавидеть”. Это когда ты хочешь, чтобы того человека больше не было. Совсем не было. Когда ты представляешь, что ты толкаешь его с обрыва. Или запираешь в горящем доме. Или что его сбивает машина… И ты этому радуешься. Тебе хорошо оттого, что ему плохо».

У Мирона Соломатина, кажется, нет никаких сдерживающих факторов, сплошная разнузданность и безнаказанность. Но даже такой, кажется, совсем конченый человек, получив встряску, способен на робкие шаги в сторону очеловечивания. И для этого вовсе не обязательно устроить ему взбучку, как мечтает Света, тщетно пытаясь записаться в секцию единоборств и разучить парочку приемов самообороны. Даже закоренелого негодяя способно изменить в лучшую сторону проявленное к нему милосердие и великодушие.

Когда Света, возвращаясь зимним вечером из художественной школы, обнаруживает Мирона, упавшего в строительную яму, она не раздумывая бросается к нему на помощь. Несмотря на угрозу самой скатиться в страшную яму, Света не отпускает руки своего врага, отчаянно борется за его спасение. На Светин призыв о помощи прибегают прохожие и с трудом вытаскивают насквозь промокшего Мирона. Света понимает: «Я одна ни за что не справилась бы. Так бы мы с Мироном и замерзли здесь вместе». Ключевое слово здесь «вместе». Она не бросила своего обидчика даже под страхом смерти. И возможно, и у читателя навернутся на глаза слезы, как у Светы, когда в тот же день она прочтет сообщение всё с того же «засекреченного» номера: «Спасибо, Света». Рыцарский поступок нашел отклик в очерствевшей душе Мирона Соломатина.

5.

Ольга Колпакова. «Возрождение традиций»

Короткие рассказы для детей 10 лет

В рассказах Ольги Колпаковой читателя ждет неожиданное открытие, шутливая интрига, заставляющая задуматься о серьезных вещах. Вот и в начале этой истории кажется, что действие происходит в современной элитной школе. Учительница «в рамках программы возрождения традиций» приглашает к своим подопечным старейшего жителя города, чтобы он рассказал им о своем школьном детстве. Все рассказанное старичком вызывает изумление у ребят. И то, что дети ходили в школу сами, без родителей.

«Мы рассмеялись. Конечно, это же шутка! Как можно добраться в школу без взрослых. Если бы дети так поступали, то к концу четверти в школе некому было бы учиться. Самых здоровых маньяки растащили бы на органы. А те, кто послабее, были бы задавлены машинами. Уцелевшие бы отправились вместо школы в развлекательный центр».

Удивляет детей и то, что раньше школьники имели портфели.

«Оказалось, это такие чехлы для смартфонов, только в них почему-то вместо смартов или ноутов были тяжёлые книги, карандаши и тетради».

Поражает обилие совершенно незнакомых им игр — «чехарда», «третий лишний», «пятнашки», «двенадцать палочек».

Ребята не могут понять, как это — дети были предоставлены самим себе, ну разве что бабушки за ними приглядывали. Причем, герои рассказа не знают, кто такие бабушки — «наверное, это такая древняя модель первых помощников по хозяйству».

И вот тут читателю становится немного не по себе и он начинает догадываться, что автор описывает не слишком отдаленное будущее. В описании действий учеников и учительницы то и дело проскальзывают словечки «сбой в системе», «перезагрузился». В финале читателя ждет разгадка.

« — Всё, всё, — Марьиванна махнула рукой. — Сейчас за вами уже родители придут, переходите на автономное питание.

Я, как дежурная по электричеству, всех от сети отключила. Глаза у всех слегка погасли. Одноклассники перешли в режим ожидания».

Смешно, и грустно, и страшновато. Зависимость от девайсов достигла таких высоких показателей, что количество перешло в качество, люди превратились (ну, или почти превратились) в роботов. Хорошая, умная фантастика во все времена давала прогнозы, предостерегала. Ольга Колпакова в этом смысле продолжает классические традиции.

Антиутопия для детей еще не слишком освоена современными детскими писателями. Тем интереснее этот опыт Ольги Колпаковой.

6.

Кристина Стрельникова «Памятник Кормящему птиц»

Из сборника «Голос древнего моря»

Короткие рассказы для детей 10 лет

Кому из нас не встречались такие сердобольные старички и старушки, собирающие вокруг себя тучи голубей и стаи бездомных кошек и собак? Ежедневно в любую погоду они делятся скудными припасами с пернатыми и четверолапыми бедолагами и часто вызывают раздражение соседей и прохожих: «Разводят тут грязь!» Герой этого рассказа — как раз такой старичок. Тихий, безобидный, в старом обвисшем пальтишке, он вызывает у юной соседки, рассказывающей эту историю, насмешливое презрение. Вполне благополучная современная девчонка, она вместе с приятелями обсуждает исполнителей модных композиций, горланит песни, насмехается над соседом. «Я изображаю старика, застывшего безумной статуей среди птиц. Танька и Ленка — два голубя — кружат вокруг меня, воркуя и размахивая руками.

— О Великий Старик! Мы поставим тебе памятник, мы будем на тебя молиться, только корми нас, корми! Мы обещаем никогда не гадить на твое пальто фирмы “Чучеллини”».

Но однажды старик в положенный час не выходит во двор. И девчонке становится не по себе. Подростковый нигилизм и цинизм — это ведь дело наносное. И как ни убеждает себя героиня, что ей нет дела до нелепого старика и что гораздо приятнее в морозный день посидеть дома с интересной книжкой и вкусняшками, она выходит во двор и начинает кормить птиц. Конечно, приходится преодолевать стеснение (не она ли недавно насмехалась над чудаковатым соседом?) и боязнь показаться друзьям такой же сумасшедшей, как он. Но друзья, как ни странно, присоединяются к ней: в кормлении птиц, оказывается, есть свой азарт!

«Через какое-то время Ленка, разгорячившись, топала ногой на пышногрудого голубя.

— Я не тебе кидала! — орала она. — Ты уже третий кусок отхватил! Дай голодному поесть. Видишь, он инвалид, на одной лапе скачет!

Тут же от Ленки досталось и бестолковому голубю-калеке:

— А ты чего зеваешь? Тебе кидают — лови, не стой как болван! Вот так. Молодец.

Наконец Ленка успокоилась. Гошка, все это время молча и хмуро топтавшийся возле нас, сказал, словно сам себе:

— Да-а… Все как у людей. Кто шустрее, тот и сыт».

И вот уже ребята разрисовывают сделанную Ленкиным отцом кормушку, а Гошка приделывает к ней крылечко для удобства птиц. Вместо праздной болтовни и глупых песенок — созидание и забота о «братьях меньших».

А когда старичок умирает и, словно провожая его, у дома кружатся стаи птиц, рассказчица вдруг замечает, что ответвление у дерева, у которого сосед изо дня в день кормил птиц, похоже на фигуру старика с раскрытой ладонью — памятник Кормящему птиц.

Вот такой короткий, трогательно-щемящий рассказ о том, как кротость и тихая доброта нелепого на первый взгляд человека способна затронуть в подростке важные струны души и вызвать ответную волну участливости и милосердия.

0
0
Сохранить
Поделиться: