На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику»Каждый читатель может задать свой вопрос, чтобы получить личный ответ священника.

Какое-то время назад к нам пришел вопрос «Почему  мы, инвалиды, своим  присутствием мешаем людям  в храме, что нам делать?». На письмо ответил протоиерей Андрей Ефанов. Но прочел его и наш обозреватель и инвалид с детства Андрей Зайцев. Письмо не оставило его равнодушным. Андрей написал свой ответ нашему читателю.

В храм я хожу с 13 лет.  Первый священник, с которым я познакомился в областном Доме культуре, посмотрел на меня и предложил помочь построить храм. Почти год после этого я прислуживал в алтаре, пел на клиросе, а еще с тележкой полной книг мотался из Москвы в область. В начале 90-х годов прошлого века в книжных магазинах можно было купить  дешевые «Детские Библии», а потом наш сельский храм продавал их. На эти деньги мы покупали иконы, нехитрую утварь, а я даже получал свою зарплату.

Тележки были тяжелые, а ходил я плохо – у меня детский церебральный паралич, но я до сих пор благодарен отцу Леониду за то, что он «не замечал»  моих проблем. Подростку очень важно было быть нужным, и это ощущение полноценности мне дала Церковь, а точнее маленький храм в Московской области.

Это не значит, что я решил все свои психологические проблемы, но этот опыт с тележками помог мне впервые почувствовать свою нужность кому-то, кроме своей мамы и друзей.

С тех пор прошло больше 20 лет. Я  сменил несколько храмов, получил травму позвоночника, заново учился ходить. За все это время я не видел ни одного косого взгляда в храме  по отношению к себе. Возможно, я  их просто не замечал.

Это с одной стороны.

С другой – я христианин и журналист, а потому мне часто рассказывают разные истории. Например, такую: «В один храм пришла мама с ребенком-аутистом. Священник выгнал ребенка и велел больше не пускать их в церковь, потому что мальчик молчит и не отвечает на вопросы».  Обычно в таких повествованиях нет ни названия храма, ни имени священнослужителя, ни попыток разобраться в ситуации, например, с помощью настоятеля храма или отца благочинного.

Единичные случаи плохого отношения к инвалидам в нашей Церкви бывают, но говорить о том, что «инвалиды не нужны Церкви» нельзя.

В православии есть даже несколько святых, которых сейчас любая бы медицинская комиссия признала «людьми с ограниченными возможностями».

На  преподобного Серафима Саровского напали разбойники. Злодеи сильно повредили ему спину, и до конца своих дней святой ходил с  палкой-костылем.

Преподобный Амвросий Оптинский в молодости сильно заболел, а к концу жизни уже почти не мог вставать с постели, что не помешало ему быть утешителем для всей России.

Ну и блаженная Матрона Московская - слепой неходячий инвалид, а еще одна из самых почитаемых святых в современной России.

Впрочем, мы живем не среди святых, а среди живых людей, поэтому поговорим о нашем времени. Почти в любом храме Русской Православной Церкви можно встретить инвалидов. Они исповедуются и причащаются, иногда  прислуживают в алтаре или поют на клиросе, преподают в воскресных школах, но чаще молятся рядом с другими мирянами. И этот опыт совместной молитвы, мне кажется, очень важным.

В любой момент с каждым из нас может произойти трагедия, и человек на время или навсегда потеряет часть своих возможностей. Ему понадобится помощь. В Великий четверг я сам видел, как не очень молодые прихожанки сельского храма помогали дойти до лавочки старенькой бабушке, которая плохо себя почувствовала на службе. При этом никто не кричал, не суетился, люди посадили женщину, принесли воды, спросили, нужно ли кому-то позвонить, а после литургии  бабушку довели до машины одного из  прихожан, который отвез женщину домой.

В Великую субботу при освящении куличей я сам оступился и упал, выходя из такси. Ко мне побежало несколько человек, помогли встать, мы поздравили друг друга с предстоящей Пасхой и отправились в храм.

На днях мне рассказали  похожую историю про инвалида-колясочника. Молодые прихожане  одного из храмов поднимали по ступенькам  человека перед началом службы, чтобы он мог попасть на литургию или всенощное бдение, а потом опускали его обратно. У людей не было никакого ощущения брезгливости, напротив, они радовались, что могли помочь  ближнему.

Разумеется, в Церкви, как и в стране и мире, есть люди, которые не готовы помочь человеку с ограниченными возможностями, есть люди, которые могут давать советы или спрашивать о том, что у вас болит и почему, но добрая шутка или просто слово «Спасибо» помогает выйти из неловкой ситуации. В конце концов тактичность не дается христианину в Таинстве Крещения.

На заставке фрагмент фото socialhelden/www.flickr.com

0
0
Сохранить
Поделиться: