День Святой Троицы — один из главных праздников в церковном году, и основные молитвы в этот день обращены к именно к Богу Троице: Отцу, Сыну и Святому Духу.
Вера в Бога Троицу составляет самую суть христианства; откровение о Троице было дано людям в Священном Писании. Мы исповедуем веру в Пресвятую Троицу в Символе веры, который поем всем храмом на каждой литургии: «Верую во Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во Единого Господа Иисуса Христа, Единородного, иже от Отца рожденного прежде всех век… И Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима…»
Чтобы объяснить тайну единосущной и нераздельной Троицы, святые отцы использовали метафоры и аналогии. Например, святитель Игнатий Брянчанинов объяснял троичность Бога так: «Ум наш — образ Отца; слово наше (непроизнесенное слово мы обыкновенно называем мыслью) — образ Сына; дух — образ Святого Духа. Как в Троице-Боге три Лица неслитно и нераздельно составляют одно Божественное Существо, так в троице-человеке три лица составляют одно существо, не смешиваясь между собой, не сливаясь в одно лицо, не разделяясь на три существа. Ум наш родил и не перестает рождать мысль, мысль, родившись, не перестает снова рождаться и вместе с тем пребывает рожденной, сокровенной в уме. Ум без мысли существовать не может, и мысль — без ума. Начало одного непременно есть и начало другой; существование ума есть непременно и существование мысли. Точно также дух наш исходит от ума и содействует мысли. Потому-то всякая мысль имеет свой дух, всякий образ мыслей имеет свой отдельный дух, всякая книга имеет свой собственный дух. Не может мысль быть без духа, существование одной непременно сопутствуется существованием другого. В существовании того и другого является существование ума».
В праздник Троицы верующие вспоминают сошествие на апостолов Святого Духа — событие, которое произошло на пятидесятый день после Пасхи, поэтому другое название этого праздника — Пятидесятница.
Апостолы собрались в Сионской горнице, где накануне Распятия Христос совершил Тайную Вечерю, а затем …внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян 2:2–4). Это событие считается моментом рождения Церкви как сообщества верующих во Христа, объединенных таинствами в Единое Тело Христово.
На праздничном всенощном бдении в День Святой Троицы впервые после Пасхи поется молитва Святому Духу «Царю Небесный», а после литургии в храмах совершается великая вечерня, на которой поются стихиры, прославляющие Святого Духа.
В определенные моменты богослужения люди в храме становятся на колени, и священник читает три молитвы, обращенные к Святой Троице.
Подготовлено редакцией журнала «Фома»