Как защититься от обиды? Есть самый верный способ – Православный журнал «Фома»
Как защититься от обиды? Есть самый верный способ

Как защититься от обиды? Есть самый верный способ

Приблизительное время чтения: 5 мин.

Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. (Мф. 6:14–15)

Иногда в храме перед проповедью хочется просто помолчать. Чтобы молчание это стало вопросом у каждого из нас: кто я? Кто же я на самом деле? Что я делаю сегодня в темном храме среди сотен таких же ищущих людей? Куда обращены наши глаза, блестящие от мерцающих свечей и слез? Чтобы молчание это дало возможность задуматься о том, что мы, вопреки создающемуся вокруг впечатлению благополучия, достатка, сытой жизни, — потеряны в этом мире.

Адам скрывался от Бога в благословенном саду, будучи не в силах выносить Божественного присутствия. Он знал, что сам испортил отношения с Отцом. Мы скрываемся уже друг от друга, не зная, кто все испортил, не в силах выносить тягот, радостей, сомнений, грехов, странностей друг друга.

Дело в том, что никто не отнимал у нас ни богообщения, ни общения друг с другом. Никто не отнимал у нас любви. Говорят, обстоятельства делают нас жестокими. Говорят, жестокими делают нас несправедливые люди или лишения. Может быть, отчасти это правда. Но эта жестокость — страшный приговор, которым мы сами себя приговариваем к одиночеству и тоске.

И вот Господь дает нам возможность попытаться растопить в себе эту жестокость, одуматься, повернуться к своим ближним и постараться их простить. Простить не словами, которые для многих из нас уже стали привычной отмашкой: «Бог простит, и я прощаю», а простить иначе, в корне измени в свое отношение к человеку. Возможно, мы не сможем сделать это прямо сегодня и сейчас, но сегодня, здесь и сейчас мы сможем начать этот путь. Мы можем дать себе и Богу обещание любить и поддерживать того человека, который нуждается в нашем прощении. И если мы будем любить его и поддерживать во всех его сложностях, в чертах, которые даже кажутся нам неприемлемыми, — то только так мы начнем приближаться к прощению. Только так мы сможем сами начать заживлять мучительную рану в душе.

Господь учит нас прощать. Прощать «до семижды семи раз». Прощать тех, кто не просто обидел, а унижает, гонит, причиняет боль, клевещет, ненавидит. Прощать тех, кто хочет убить. Прощать тех, кто убивает нас, как Сам Он простил тех, кто прибил Его ко Кресту. Господь говорит нам: перестаньте считаться, перестаньте замечать, сколько грехов вы простили ближнему. Прощение — безгранично. «Что даром получили, то даром и отдайте», — учит Он нас. Прощение мы получили даром, и получили его сполна, а потому и отдавать мы его должны безо всякого подсчета, просто так, столько, сколько нужно. И как только мы осознаем, что в наших силах прощать всегда, прощать каждый раз, прощать все и всем — мы обретем свободу и внутреннюю силу. Потому что перестанем быть уязвимыми перед лицом собственных обид. Потому что перестанем быть узниками собственной чувствительности и щепетильности по отношению к другим. Потому что нам больше не нужно будет быть скованными заботами о собственном достоинстве и чести, которые все вокруг будто бы хотят поколебать. Мы можем принимать всех, вообще всех людей, всех ближних и дальних, и не бояться, что они нас ранят. Потому что если мы умеем прощать все — ранить нас больше невозможно.

Как защититься от обиды? Есть самый верный способ

Однако помимо того, чтобы научиться прощать, мы и сами нуждаемся в прощении. Мы не можем жить абсолютно кристальной жизнью. Мы не можем, к сожалению, не задевать ближних, не причинять боль родным, мы не можем быть со всеми ласковыми и всем уделять необходимое время и нежность своих сердец. Это «не можем» не должно прозвучать как оправдание нашей будто бы обоснованной немощи. Нет. На самом деле, конечно, можем — только не хотим; и вина этих дел или бездействий лежит на каждом из нас по отношению друг к другу, особенно по отношению к самым близким, к тем, с кем живем под одной крышей, с кем едим за одним столом. И потому каждый из нас нуждается в прощении.

Ощущение этой своей вины по отношению к Богу, по отношению к близким и далеким, чувство покаяния и жажда прощения — должны и нас учить прощать, как это было сказано Господом Иисусом в притче о должнике. В этой притче некий господин простил своего должника, а этот должник в свою очередь не смог простить человека, который должен был ему какую-то мелочь. Бог нас простил, а мы часто не можем простить даже гораздо более простой вины других — часто даже не вины, а присутствия другого мы уже не в силах терпеть.

Но разве не падаем мы на колени перед Богом, лепеча бессвязно, как тот должник перед господином: «Я исправлюсь, потерпи, все отдам, все заплачу»? При этом точно зная, что ничего не отдадим, не вернем долг, не сможем исправиться. Но все равно чувствуем и знаем, что Он простил. Простил, подобно тому займодавцу, о котором Сам рассказывал. А значит, и мы должны встать с колен и идти прощать. Прощать ближним все, потому что все, что они должны нам, — несомненно меньше всего того, что прощено нам Богом.


Как защититься от обиды? Есть самый верный способ

Текст — отрывок из книги митрополита Тверского и Кашинского Амвросия (Ермакова) «Вглядываясь в Лик Христа. Евангелие как приглашение к радости».

Эта книга — опыт чтения Евангелия как опыт узнавания Бога, полный радости, удивления и благодарности. Открывая страницы Евангелия, автор всякий раз стремится расслышать в нем личное обращение Господа к нам, увидеть вечную новизну евангельской вести, переворачивающей наши представления о нас самих, мире и Боге. В океане смыслов Евангелия владыка ищет ответы на вопросы о встрече с Христом, следовании за Ним, о тайне Креста и о том, как христианину следует относиться к выпадающим на его долю испытаниям.

М.: Никея, 2021

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (88 голосов, средняя: 4,93 из 5)
Загрузка...
Поделиться:

  • Александр
    Александр4 месяца назадОтветить

    Христос же говорил "если ПОКАЕТСЯ". Покается-это не просто попросит прощения, это ИЗМЕНИТСЯ. Вот и разница.
    Прощать левого нам совершенно человека мы не обязаны. В противном случае Христос сам бы простил торговцев в храме. Молиться о том, чтобы они покаялись, можно. Но прощать не обязательно.
    Ну, или проведите в своём тексте грань между здоровым христианством и толстовством.

  • Елена
    Елена4 месяца назадОтветить

    Спасибо, трудно, но с вашими словами легче, храни всех Господь

  • ольга
    ольга4 месяца назадОтветить

    Если все время прощать унижения, манипуляции и пренебрежение, да еще любить и поддерживать такого человека, помогать ему, то он подумает, что мы дураки малахольные , отожмет наши силы и денежные ресурсы до основания и выплюнет , потому- что нечего больше с нас взять.
    От таких нужно дистанцироваться немедленно. А то можно попасть в рабскую зависимость. Или неприглядную историю с плохим концом.

  • Елена
    Елена4 месяца назадОтветить

    Не могу понять: «Мы можем дать себе и Богу обещание любить и поддерживать того человека, который нуждается в нашем прощении» и с другой стороны «Прощать тех, кто не просто обидел, а унижает, гонит, причиняет боль, клевещет, ненавидит. Прощать тех, кто хочет убить. Прощать тех, кто убивает нас…» А разве эти люди НУЖДАЮТСЯ в нашем прощении? И что значит прощать? Как говорил мне один батюшка- попытаться не держать зла. Это понятно. И как прощать того, кто об этом не просит?

  • Радик
    Радик4 месяца назадОтветить

    Наталья, счастья вам во всем.
    Вот почему многие берут на себя право заботиться обо всех людях? Кто-то из Святых отцов сказал: думать и заботиться обо всех людях невозможно, а вот ты помоги одному конкретному человеку.
    Это не дословно, но этот смысл.
    Господь сказал: "Если тебя ударили по одной ще, подставь другую' Это Он лично всем людям сказал. Но Он ничего не сказал про обиды и оскорбления ближних и родственников. А здесь руководствоваться всем Христианам следует следующим словам Господа: "Око за око, зуб за зуб".
    Храни вас Господь Бог!

  • Галина
    Галина4 месяца назадОтветить

    Прощать ближним все, потому что все, что они должны нам, — несомненно меньше всего того, что прощено нам Богом. Да и Аминь.
    Сердечно благодарю за благословенный пост.Будьте благословенны!!!

  • Наталья
    Наталья4 месяца назадОтветить

    Пробую еще раз.

    "...как только мы осознаем, что в наших силах прощать всегда, прощать каждый раз, прощать все и всем..."

    Думаю, эти слова - перебор. Далеко не всегда в наших силах прощать. Бывают очень тяжелые и травмирующие психику человека ситуации, когда именно сам, самостоятельно он не имеет сил для прощения. Например, если педофил растлил твоего ребенка. Или ты сама стала жертвой насильника. Или истребили всю твою семью. Не думаю, что в таких случаях каждый верующий найдет именно в себе силу простить подобное. Сможете ли вы простить своими силами человека, грязно оскорбившего вашу маму? Думаю, большинство верующих не сможет. Нет у большинства из нас для этого именно своих сил, как пишет Владыка.
    Такие силы для прощения в экстремальных ситуациях может дать только Господь. Но и для молитв к нему о даровании сил для такого прощения тоже ведь нужны силы. И время, чтобы хоть немного, а лучше полностью восстановиться от нанесенной психологической травмы.
    Хотя я помню один случай, когда несколько лет назад одна женщина простила молодых людей, обвинявшихся в убийстве ее сына и обняла в суде одного из них и его мать. И стала помогать им. Она была мусульманкой.

  • Наталья
    Наталья4 месяца назадОтветить

    Почему вновь не публикуют мой комментарий?

  • Сергей
    Сергей4 месяца назадОтветить

    Хм. А возможно ли простить преступления против человечества? Например, геноцид, исполнение преступных приказов, массовые пытки и казни, главенство над фашистскими партиями и странами? И главный вопрос - следует ли?

    Насчёт мелких повседневных ссор и обид - слишком мелочно, должно быть, отношение к жизни у человека, чтобы обижаться по таким незначительным поводам...

    • Владимир Гурболиков
      Владимир Гурболиков4 месяца назадОтветить

      Тут есть разные категории: юридические и религиозно-нравственные. Преступления -- их вообще нельзя "простить". Может быть смягчено наказание или произведено помилование. Но человек за преступление, если он его совершил, должен быть всё равно осуждён. Юридически. По закону. А пример личного прощения преступников и кощунников -- это слова Христа, произнесенные Им во время предсмертных страданий на кресте: "Отче! прости им, ибо не ведают, что творят".

Загрузить больше комментариев