Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. (Мф. 6:14–15)
Иногда в храме перед проповедью хочется просто помолчать. Чтобы молчание это стало вопросом у каждого из нас: кто я? Кто же я на самом деле? Что я делаю сегодня в темном храме среди сотен таких же ищущих людей? Куда обращены наши глаза, блестящие от мерцающих свечей и слез? Чтобы молчание это дало возможность задуматься о том, что мы, вопреки создающемуся вокруг впечатлению благополучия, достатка, сытой жизни, — потеряны в этом мире.
Адам скрывался от Бога в благословенном саду, будучи не в силах выносить Божественного присутствия. Он знал, что сам испортил отношения с Отцом. Мы скрываемся уже друг от друга, не зная, кто все испортил, не в силах выносить тягот, радостей, сомнений, грехов, странностей друг друга.
Дело в том, что никто не отнимал у нас ни богообщения, ни общения друг с другом. Никто не отнимал у нас любви. Говорят, обстоятельства делают нас жестокими. Говорят, жестокими делают нас несправедливые люди или лишения. Может быть, отчасти это правда. Но эта жестокость — страшный приговор, которым мы сами себя приговариваем к одиночеству и тоске.
И вот Господь дает нам возможность попытаться растопить в себе эту жестокость, одуматься, повернуться к своим ближним и постараться их простить. Простить не словами, которые для многих из нас уже стали привычной отмашкой: «Бог простит, и я прощаю», а простить иначе, в корне измени в свое отношение к человеку. Возможно, мы не сможем сделать это прямо сегодня и сейчас, но сегодня, здесь и сейчас мы сможем начать этот путь. Мы можем дать себе и Богу обещание любить и поддерживать того человека, который нуждается в нашем прощении. И если мы будем любить его и поддерживать во всех его сложностях, в чертах, которые даже кажутся нам неприемлемыми, — то только так мы начнем приближаться к прощению. Только так мы сможем сами начать заживлять мучительную рану в душе.
Господь учит нас прощать. Прощать «до семижды семи раз». Прощать тех, кто не просто обидел, а унижает, гонит, причиняет боль, клевещет, ненавидит. Прощать тех, кто хочет убить. Прощать тех, кто убивает нас, как Сам Он простил тех, кто прибил Его ко Кресту. Господь говорит нам: перестаньте считаться, перестаньте замечать, сколько грехов вы простили ближнему. Прощение — безгранично. «Что даром получили, то даром и отдайте», — учит Он нас. Прощение мы получили даром, и получили его сполна, а потому и отдавать мы его должны безо всякого подсчета, просто так, столько, сколько нужно. И как только мы осознаем, что в наших силах прощать всегда, прощать каждый раз, прощать все и всем — мы обретем свободу и внутреннюю силу. Потому что перестанем быть уязвимыми перед лицом собственных обид. Потому что перестанем быть узниками собственной чувствительности и щепетильности по отношению к другим. Потому что нам больше не нужно будет быть скованными заботами о собственном достоинстве и чести, которые все вокруг будто бы хотят поколебать. Мы можем принимать всех, вообще всех людей, всех ближних и дальних, и не бояться, что они нас ранят. Потому что если мы умеем прощать все — ранить нас больше невозможно.
Однако помимо того, чтобы научиться прощать, мы и сами нуждаемся в прощении. Мы не можем жить абсолютно кристальной жизнью. Мы не можем, к сожалению, не задевать ближних, не причинять боль родным, мы не можем быть со всеми ласковыми и всем уделять необходимое время и нежность своих сердец. Это «не можем» не должно прозвучать как оправдание нашей будто бы обоснованной немощи. Нет. На самом деле, конечно, можем — только не хотим; и вина этих дел или бездействий лежит на каждом из нас по отношению друг к другу, особенно по отношению к самым близким, к тем, с кем живем под одной крышей, с кем едим за одним столом. И потому каждый из нас нуждается в прощении.
Ощущение этой своей вины по отношению к Богу, по отношению к близким и далеким, чувство покаяния и жажда прощения — должны и нас учить прощать, как это было сказано Господом Иисусом в притче о должнике. В этой притче некий господин простил своего должника, а этот должник в свою очередь не смог простить человека, который должен был ему какую-то мелочь. Бог нас простил, а мы часто не можем простить даже гораздо более простой вины других — часто даже не вины, а присутствия другого мы уже не в силах терпеть.
Но разве не падаем мы на колени перед Богом, лепеча бессвязно, как тот должник перед господином: «Я исправлюсь, потерпи, все отдам, все заплачу»? При этом точно зная, что ничего не отдадим, не вернем долг, не сможем исправиться. Но все равно чувствуем и знаем, что Он простил. Простил, подобно тому займодавцу, о котором Сам рассказывал. А значит, и мы должны встать с колен и идти прощать. Прощать ближним все, потому что все, что они должны нам, — несомненно меньше всего того, что прощено нам Богом.
Текст — отрывок из книги митрополита Тверского и Кашинского Амвросия (Ермакова) «Вглядываясь в Лик Христа. Евангелие как приглашение к радости».
Эта книга — опыт чтения Евангелия как опыт узнавания Бога, полный радости, удивления и благодарности. Открывая страницы Евангелия, автор всякий раз стремится расслышать в нем личное обращение Господа к нам, увидеть вечную новизну евангельской вести, переворачивающей наши представления о нас самих, мире и Боге. В океане смыслов Евангелия владыка ищет ответы на вопросы о встрече с Христом, следовании за Ним, о тайне Креста и о том, как христианину следует относиться к выпадающим на его долю испытаниям.
М.: Никея, 2021