Вопрос читателя:
Благословите, отче! Меня зовут Миша, мне 20 лет. Благую весть о Боге я услышал только в 14-летнем возрасте. Я часто в интернете слышу различные свидетельства бывших «христиан» о том, как они приняли ислам. Также часто можно услышать разговоры о том, что ислам на данный момент — самая быстрорастущая религия в мире и что христианство теряет свою популярность. Почему так происходит? Я никогда не поверю, что ислам лучше христианства. Или это всё грамотно выстроенная исламская пропаганда? Почему РПЦ не занимается активной проповедью? У нас же есть деньги. В университете, где я учусь, со мной ходят татары, узбеки, таджики, казахи и кавказцы, различные этнические мусульмане. Как мне лучше им проповедовать слово Божье? Посоветуйте мне различную апологетическую литературу, разоблачающую ислам. Кому и как стоит молиться (кроме Иисуса Христа, разумеется), чтобы повернуть их на путь истинный? Каким-нибудь мученикам, пострадавшим за веру, наверное? Спаси Христос вас за ответ! Аминь!
Отвечает протоиерей Вячеслав Фомин:
Дорогой Миша! Проповедь Слова Божия — благое и богоугодное дело, но мы должны помнить о том, что христианство — это не одна из религий в ряду множества, которые соперничают между собой в попытках завоевать как можно больше последователей. Христианство, прежде всего, это встреча с Живым Богом, который возлюбил нас, Сам пришел к нам и ждет, чтобы мы полюбили Его и вышли Ему навстречу. Поэтому мы не можем ставить своей целью полемику с представителями разных религий ради самой полемики и их разубеждения, и нам не стоит оценивать себя по «эффективности» спора с мусульманами. Кроме того, прирост мусульман в современном мире во многом обусловлен многодетностью их семей и обязательностью для всех членов семьи принимать ислам, а также межконфессиональными браками, в которых нерелигиозный супруг принимает ислам ради своего религиозного супруга. О христианах, которые перешли в ислам, я бы тоже не стал судить однозначно. У каждого свой путь к Богу, и пока человек жив, у него всегда есть возможность покаяться и изменить свое решение. Не будем давать оценок, ведь это личные отношения конкретного человека с Богом.
Что касается полемики и проповеди христианства, я бы посоветовал сконцентрироваться на том, чтобы для самого себя сформулировать ответы на самые важные вопросы, и если кто-то заинтересуется, дать эти ответы без смущения и с любовью. В Послании апостола Петра мы можем прочитать такие строки «Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3:15). Нам не следует врываться в чужую духовную жизнь в попытках переубедить и обратить человека на путь истинный. Желание сделать это может свидетельствовать о том, что нами руководит гордыня, превозношение над другими людьми и желание управлять ими.
Христос призывает нас быть Его учениками, друзьями и детьми, и главным признаком этого называет любовь: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13:34-35). Поэтому, если мы, христиане, будем иметь между собой любовь, это и будет лучшая проповедь для мира. Если мы сами будем жить по Заповедям Христовым, стремиться подражать Ему и, когда нас спросят, почему мы живем именно так, сможем с кротостью дать ответ о своем уповании, это будет более привлекательно для внешних по отношению к Церкви людей, чем спор и полемика. Для проповеди Христа Распятого не нужно разоблачать ислам. И нужно помнить, что для многих людей Христос, пострадавший и Распятый за нас, может оказаться совсем «не привлекательным» Богом, и полемика, обращенная к этим людям, окажется бессмысленной, а иногда даже небезопасной.
Будем помнить и слова Христа о том, что «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6-44). Не наша проповедь обращает людей к Богу, не искусство полемики и не апологетика, а Сам Бог, и только Он знает, как и когда призвать человека и открыться ему. Мы же можем быть Его соработниками: свидетельствовать о Христе своей жизнью и уметь дать ответ о своем уповании, если нас об этом спрашивают. С любовью, не вторгаясь грубо в чью-то жизнь, мудро и внимательно оценивая каждую ситуацию на предмет уместности нашей словесной проповеди.