Вопрос читателя:

Благословите, отче! Меня зовут Миша, мне 20 лет. Благую весть о Боге я услышал только в 14-летнем возрасте. Я часто в интернете слышу различные свидетельства бывших «христиан» о том, как они приняли ислам. Также часто можно услышать разговоры о том, что ислам на данный момент — самая быстрорастущая религия в мире и что христианство теряет свою популярность. Почему так происходит? Я никогда не поверю, что ислам лучше христианства. Или это всё грамотно выстроенная исламская пропаганда? Почему РПЦ не занимается активной проповедью? У нас же есть деньги. В университете, где я учусь, со мной ходят татары, узбеки, таджики, казахи и кавказцы, различные этнические мусульмане. Как мне лучше им проповедовать слово Божье? Посоветуйте мне различную апологетическую литературу, разоблачающую ислам. Кому и как стоит молиться (кроме Иисуса Христа, разумеется), чтобы повернуть их на путь истинный? Каким-нибудь мученикам, пострадавшим за веру, наверное? Спаси Христос вас за ответ! Аминь!

Отвечает протоиерей Вячеслав Фомин:

Дорогой Миша! Проповедь Слова Божия — благое и богоугодное дело, но мы должны помнить о том, что христианство — это не одна из религий в ряду множества, которые соперничают между собой в попытках завоевать как можно больше последователей. Христианство, прежде всего, это встреча с Живым Богом, который возлюбил нас, Сам пришел к нам и ждет, чтобы мы полюбили Его и вышли Ему навстречу. Поэтому мы не можем ставить своей целью полемику с представителями разных религий ради самой полемики и их разубеждения, и нам не стоит оценивать себя по «эффективности» спора с мусульманами. Кроме того, прирост мусульман в современном мире во многом обусловлен многодетностью их семей и обязательностью для всех членов семьи принимать ислам, а также межконфессиональными браками, в которых нерелигиозный супруг принимает ислам ради своего религиозного супруга. О христианах, которые перешли в ислам, я бы тоже не стал судить однозначно. У каждого свой путь к Богу, и пока человек жив, у него всегда есть возможность покаяться и изменить свое решение. Не будем давать оценок, ведь это личные отношения конкретного человека с Богом.

Что касается полемики и проповеди христианства, я бы посоветовал сконцентрироваться на том, чтобы для самого себя сформулировать ответы на самые важные вопросы, и если кто-то заинтересуется, дать эти ответы без смущения и с любовью. В Послании апостола Петра мы можем прочитать такие строки «Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3:15). Нам не следует врываться в чужую духовную жизнь в попытках переубедить и обратить человека на путь истинный. Желание сделать это может свидетельствовать о том, что нами руководит гордыня, превозношение над другими людьми и желание управлять ими.

Христос призывает нас быть Его учениками, друзьями и детьми, и главным признаком этого называет любовь: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13:34-35). Поэтому, если мы, христиане, будем иметь между собой любовь, это и будет лучшая проповедь для мира. Если мы сами будем жить по Заповедям Христовым, стремиться подражать Ему и, когда нас спросят, почему мы живем именно так, сможем с кротостью дать ответ о своем уповании, это будет более привлекательно для внешних по отношению к Церкви людей, чем спор и полемика. Для проповеди Христа Распятого не нужно разоблачать ислам. И нужно помнить, что для многих людей Христос, пострадавший и Распятый за нас, может оказаться совсем «не привлекательным» Богом, и полемика, обращенная к этим людям, окажется бессмысленной, а иногда даже небезопасной.

Будем помнить и слова Христа о том, что «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6-44). Не наша проповедь обращает людей к Богу, не искусство полемики и не апологетика, а Сам Бог, и только Он знает, как и когда призвать человека и открыться ему. Мы же можем быть Его соработниками: свидетельствовать о Христе своей жизнью и уметь дать ответ о своем уповании, если нас об этом спрашивают. С любовью, не вторгаясь грубо в чью-то жизнь, мудро и внимательно оценивая каждую ситуацию на предмет уместности нашей словесной проповеди.

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
1
1
Сохранить
Поделиться: