Вопрос читателя:
Здравствуйте, отец! Недавно крещена в Православие, была протестанткой. Меня особенно интересуют православные монахи, хотела бы последовать их примеру. Сейчас воспитываю 12-летнюю девочку и интересуюсь, как Православная Церковь относится к образованию?
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Добрый день!
Поздравляю с Крещением! И очень рад, что Вы пришли в Православную Церковь! Господь да поможет Вам на пути духовной жизни, да просветит, да утешит и да поддержит там, где будет недоставать своих сил!
Вы очень правы в том, что ориентируетесь на самые высокие идеалы, а в духовной жизни это именно монашество. Но только имейте в виду, что, поскольку Вы живете в миру, Вы не можете полностью следовать за ними в устройстве жизни (скажем, Вы не живете по монашеским обетам безбрачия, послушания и нестяжания, потому что мирянин живет своей волей и имеет имущество, которым распоряжается, да и в браке, вероятно, Вы состоите, раз у Вас ребенок). На что ориентироваться можно — так это на вектор, который задает монашество: следование Богу, стремление максимально очистить себя от действующих внутри страстей, стяжать в сердце мир и любовь. И средства, которые описываются в монашеской аскетической литературе, актуальны для всех христиан — молитва, упование на Богу, работа над собой. Но имейте в виду, что конкретику этой работы Вам нужно обсуждать со священником, которому Вы регулярно исповедуетесь. И Ваша задача — понять принципы, которыми нужно руководствоваться в жизни, и научиться самостоятельно действовать, основываясь на них.
Что касается образования, у Церкви отношение к нему положительное. Многие великие святые были прекрасно образованными людьми (см. Как святые получали образование?), и это дало им возможность передавать сокровища духовной жизни многим людям из самых разных слоев населения. Образование ведь дает человеку и базу знаний, от которой можно отталкиваться, и тренирует системность мышления, что нужно и полезно. А навыки труда, работы над собой, умение размышлять и анализировать очень пригождаются и в духовной жизни.
«Я думаю, что всякий имеющий ум, признает ученость (paideusin) первым для нас благом. И не только эту благороднейшую и нашу (ученость), которая, ставя ни во что изысканность и пышность в слове, имеет (своим предметом) одно спасение и красоту умосозерцаемого, но и ученость внешнюю, которой многие христиане, по невежеству (kakōs eidotes), гнушаются как ненадежной, опасной и удаляющей от Бога… (В науках) мы восприняли исследовательскую и умозрительную (сторону), но отвергли все то, что ведет к демонам, к заблуждению и в бездну погибели; мы извлекли из них полезное для благочестия, через худшее научившись лучшему, и переделав их немощь в твердость нашего учения. Поэтому не должно унижать ученость, как некоторые делают, но нужно признать глупыми и необразованными тех, кто, придерживаясь такого (мнения), желал бы, чтобы все были подобны им, чтобы в общей массе была незаметна их собственная (глупость) и чтобы избежать обличения в невежестве», — писал, например, святитель Григорий Богослов.
В целом о том, что сами святые говорили об образовании, у нас был специальный материал Настоящему верующему образованность и науки ни к чему? — вот что на самом деле отвечает Церковь.
Только следите за тем, чтобы образование у Вашей девочки было максимально качественным и чтобы для нее были важны реальные знания и умения, а не просто ряд «пятерок» в дневнике или аттестате. И таким образом, кстати, Вы научите ребенка отличать главное от второстепенного. И смотрите, что на самом деле увлекает ребенка, и постарайтесь по мере своих сил помочь ей развиваться именно в этом направлении и стать здесь настоящим профессионалом.
С Богом!