Вопрос читателя:

Здравствуйте, уважаемый Батюшка!

Будьте добры, скажите пожалуйста, грех ли уклоняться от мобилизации? Если смотреть с точки зрения Библии, нападать на другую страну нельзя, а защищаться при нападении своей страны можно. Но если всё-таки нашли и забирают туда, на фронт, что делать? Какие молитвы читать? Спаси Господи!

Саша

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Саша, Божие на Вас благословение!

Про войны говорится в Ветхом завете, но ссылаться на Ветхий Завет нам, христианам, не обязательно, ведь у нас есть Новый Завет, заповедь Божия о любви и милосердии. Я думаю, именно этими чувствами были продиктованы, например, русско-турецкие войны. Русская армия защищала славянские народы от гнета Турции, и это стало классическим примером освободительной войны на формально чужой территории.

По моему мнению, христианин не должен скрываться от мобилизации, но должен исполнять свой гражданский долг. Например, мой старший сын мобилизован и сейчас служит. Мы дома молимся о нем, ждем. Когда есть связь, стараемся поддержать.

Что делать, если призвали? Думаю, нужно обязательно пойти в храм, исповедаться и причаститься. Мы не знаем, вернется ли человек с войны, поэтому важно приготовиться к возможной смерти. Это очень трудно, но это факт, и нужно, я думаю, смотреть на все максимально реалистично. Чем меньше иллюзий, тем лучше подготовка. Духовная подготовка — именно такая. По возможности, нужно стараться приступать к Таинствам Церкви и в расположении воинской части.

Что до молитв, вполне достаточно исполнять обычное молитвенное правило, ведь в нём содержатся основные прошения к Богу на все случаи жизни. Если возможности прочитать все от и до нет, можно воспользоваться молитвенным правилом прп. Серафима Саровского, а во все остальное время читать про себя Иисусову молитву («Господи, помилуй»). Так можно и постоянно быть на связи с Богом, и иметь внутри максимально спокойное расположение.

Война — это для человека шок. И никто никогда, на самом деле, не знает, как он себя поведет, впервые оказавшись в бою, под пулями, впервые услышав грохот разорвавшегося рядом или над головой снаряда, впервые увидев рядом не живых однополчан, а тела убитых в огромном количестве. Человек может содрогаться от этого, впасть в ступор, в панику, не владеть своим телом. И самое важное — это как можно скорее привести себя в более-менее стабильное внутреннее расположение, чтобы элементарно сориентироваться на поле боя. Особенно если человек не служил или давно не служил и нет военного навыка. Часто-часто повторяя «Господи, помилуй», можно успокоиться, оглядеться, сообразить или почувствовать, куда сейчас отбежать, снять ли с убитых оружие, чтобы оно хотя бы тебе пригодилось, куда оттащить раненых, как выйти на связь и так далее.

Ни при каких обстоятельствах нельзя терять человеческий облик и допустить, чтобы ненависть овладела сердцем. Я понимаю, что враг только что мог убить друга, командира, группу сослуживцев. Я понимаю, что, войдя в новый город, можно увидеть убитых и замученных пленных. Понимаю, сколько диких свидетельств нечеловеческого поведения можно обнаружить. И само главное здесь — это вовремя понять, что самому-то становиться зверем ни в коем случае нельзя. По ту сторону фронта — тоже люди и к ним надо относиться без ожесточения, особенно если противник попал в плен. Не мстить. Русская армия как раз и славилась своей немстительностью, наши воины в основном (случаи разные, но в целом) не уподоблялись противникам в своей жестокости. Как бы ни было больно, плохо, зло — нельзя быть такими, как враг. Воевать — да. Но там, где бой закончился, оставаться человеком. Вы ничем не поможете убитым, если издеваться над врагом, ничем! Лучше поберегите силы для боя. К мирному населению тоже надо проявлять сострадание и по возможности помогать обездоленным. Население — это заложники ситуации. Им больно, страшно, голодно. Не делайте ничего, что бы оставило о вас память как о зверях, а не настоящих людях. К величайшему сожалению, мы крайне далеки от того, чтобы жить в мире без войн. Относясь к войнам как следствиям нашей греховной жизни, надо стремиться уничтожить корень зла, а это можно сделать, только начав с себя. Будьте богобоязненным христианином, и этим Вы внесёте свою лепту в восстановление мира на Земле.

И перед распределением в армию помолитесь сами и попросите родных помолиться (подать сорокоуст о здравии, попросить Бога своими словами) о том, чтобы само распределение прошло по Божией воле и Вы бы попали именно туда, куда будет для Вас попасть самым лучшим вариантом. И дальше все время службы молитесь сами и пусть о Вас молятся и подают записки на Проскомидию.

И как бы ни было сложно, хватайтесь за молитву «Господи, помилуй», как за канат, который вытянет Вас из самой сложной моральной или непосредственно поенной ситуации.

Для родных и близких у нас есть материал про молитвы о воинах.

Храни Вас Господь!

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
1
0
Сохранить
Поделиться: