Вопрос читателя:

Здравствуйте! Мучают сомнения по поводу Евангельского эпизода исцеления кровоточивой.
Сказано, что она сразу исцелилась (Лк. 8:44: «...и тотчас течение крови у ней остановилось»).

Женщина также и сама объявляет об этом (Лк. 8:47: «...пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась»). Как могла она так быстро понять, что кровотечение остановилось? Это не тот вид недомогания, по которому сразу можно понять, что все прекратилось... Даже если предположить, что между моментом прикосновения к краю одежды Христа и моментом, когда она объявила об исцелении, прошел, допустим, час... И женщина, допустим, убедилась в том, что за этот час кровь не выделялась. Даже и тогда еще нет уверенности, что кровотечение остановилось — у женщин не так это происходит, что кровь идет в прямом смысле непрерывно. Да и как достоверно почувствовать остановку кровотечения, когда оно такое слабое (а если бы было сильное все 12 лет, она бы давно уже умерла)? Пыталась найти объяснение в Интернете, не получилось. Может быть, сможете подсказать логичное объяснение этого эпизода? Заранее спасибо!

Наталья

Ответ священника:

Андрей ЕФАНОВ

протоиерей

Дорогая Наталья!

Поражаюсь пытливости ума наших читателей. Нередко стремление узнать все в деталях и разобраться действительно приводит к тому, что человек становится более крепок в своей вере, лучше понимает свою традицию, более прочно утверждается как христианин, потому что не пребывает в сомнениях, но находит ответ — и тогда его, что называется, уже невозможно поколебать.

А есть вопросы, решение которых не несет никакого практического характера. И нужно уметь различать два эти типа вопросов, а для этого спросить себя саму: что мне лично даст ответ на этот вопрос? Если речь о том, что Вы пытаетесь проверить, правда ли написана в Евангелии и, если один эпизод вызывает вопросы, то и другие так же станут вызывать вопросы, и так до бесконечности — я бы не сказал, что это хороший путь. Или, задавая свои вопросы, Вам нужно постараться при этом не потерять веру, потому что связь с Богом — это в принципе самое важное, что может быть у человека.

Конкретно этот эпизод — на всякий случай напомню — вообще о силе веры. Вот как пишет об этом святитель Иоанн Златоуст:

«Увидела избавляемая Избавителя, связанная Освободителя, увидела обуреваемый якорь вселенной, увидела грядущего Царя страстей, увидела надежду неизъяснимой радости, увидела носителя неистощимой силы врачевания, увидела источник исцелений, безмездно испускающий волны, увидела жизнь, посетившую мертвых, увидела — и такая мысль осенила ее: нашла я теперь Исцелителя, какой мне и был нужен; этот Врач не потребует за труды золота; одного, я думаю, потребует Он — искреннего сердца; одной дани потребует от меня — веры. Но ее я имею: одной ее не лишила меня болезнь. Вот только путаются у меня мысли. Что мне предпринять? Подбежать и ухватиться за Него? Подвергнусь опасности от толпы. Звать Его к себе? Будут преследовать как нечистую. Скрыть несчастие? Но я не в силах больше переносить болезнь. Подойти к Нему, как врачу природы? Но боюсь Его, как Царя. Он примет меня как просительницу? Но боюсь, что удалится как от оскверненной. Будет милостив к страданию? Но не осудил бы за приближение к Нему. Итак, что же делать? На чем остановиться? Вооружиться смелостью? Боюсь, как бы опять не остаться без исцеления. Не устрашусь толпы, пренебрегу страхом, сделаюсь предметом зрелища, подвергнусь насмешкам снаружи, зато исцелюсь от внутреннего недуга. Закон ненавидит меня как оскверненную, законодатель жалеет как больную. Усердие и нерешительность женщины боролись в ее душе, но она нашла себе помощницу в вере».

Что касается самого кровотечения, я немного поузнавал об этом — и, по большому счету, мы не можем об этом говорить, потому что, хоть евангелист Лука и был врач, но не написал точный диагноз. А симптоматика кровотечения может быть все-таки у разных болезней. Я думаю, что, когда над человеком совершается чудо исцеления, он ощущает, что с ним что-то произошло — ощущает всем своим естеством это, а не только на уровне тела. Ведь Господь понял, что к Нему кто-то прикоснулся именно с верой.

«Господь, желая показать всем веру жены, чтобы подражали ей, и подать Иаиру добрую надежду о его дочери, обнаруживает то, что было сделано тайно. Именно: Он спрашивает о том, кто прикоснулся к Нему, но Петр как смелый, упрекая Его за такой вопрос, говорит: столько народа стесняет Тебя, и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне? А сам не понимал, о чем спрашивал Господь. Ибо Иисус спрашивал: кто прикоснулся ко Мне с верой, а не просто так. Ибо как всякий имеет уши, чтобы слышать, и однако ж иной, имея уши, не слышит, так и в сем случае иной прикасается с верой, а иной хотя и приближается, но сердце его отстоит далеко. Итак Господь, хотя и знал жену, спрашивает, однако ж, для того, чтобы, как я сказал, и веру ее прославить, и начальника синагоги более обнадежить, спрашивает и таким образом жену выводит на средину»

 — обращает на это внимание святитель Феофилакт Болгарский

И женщина, конечно же, тоже это поняла. Кроме того, она же знала, ради чего прикасается: ради получения исцеления — и она поняла, думаю, всем своим существом, что чудо с ней произошло.

Что касается соматики, может быть, у нее, за столько лет, было общее состояние болезненности и нездоровья, может быть, усталости, озноб... Тут в зависимости от диагноза. И думаю, что, когда источник нездоровья ушел, она ощутила в себе перемену на уровне тела: на место нездоровья пришло здоровье, вместо астении появились силы и так далее.

Бог в помощь!

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
1
18
Сохранить
Поделиться: