
Вопрос читателя:
Здравствуйте! Скоро начнется Великий пост, и во всем желательно воздерживаться (в еде, в увеселениях, близости...) Стоит ли отказывать мужу в близости? Как быть, если хочется иметь еще детей, но страшно зачать ребенка в пост? Читала, что дети, зачатые в пост, потом расплачиваются за грех родителей — невоздержание в близости во время поста?
Ольга
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Добрый день! Уважаемая Ольга!
Решение о воздержании в супружеских отношениях в период Великого поста возможно лишь только в случае, если супруги готовы к такому воздержанию и единодушны в принятии подобного решения. Но и в таком случае нехорошо отказывать мужу в близости, если супруг попросит об этом. Категоричный отказ от близости, если один из супругов к этому не готов, может повредить взаимопониманию в семье.
Апостол Павел пишет: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а [потом] опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7:5).
Да, существует в православной среде мнение о недопустимости зачатия детей в пост и о серьезных последствиях такого зачатия. Тут важно понять: Церковь не говорит о запрете зачатия в пост, Церковь говорит о том, что хорошо супругам по мере возможности в пост воздерживаться от близких отношений. Соотвественно, и зачатия в таком случае не может быть. Но второе следствие первого, а не наоборот: можно не планировать беременность исходя из соображений держать пост, а не наоборот — держать пост, чтобы не случилось беременности в этот период.
А представления о том, что зачатие в пост будет иметь какие-то особенные негативные последствия для самого ребенка — не более, чем грубое суеверие, несмотря на его широкое распространение. Дети наследуют характер родителей, могут унаследовать склонность к болезням, но никак не врожденную испорченность от даты зачатия. Намного более будет на них влиять наш пример в период их взросления. Тем, кто думает иначе, необходимо перечитать 18 главу пророка Иезекииля, да и, вообще, не видеть в Боге карающего судью, но милосердного Отца Небесного.
Подробнее об этом читайте в материале:
Дети, зачатые в пост: ответы священников
Храни Вас Бог!
На заставке фрагмент фото Cristian Bortes
Простите, отец Андрей, но я считаю Ваш короткий и категоричный ответ на столь щепетильный вопрос вполне легкомысленным. Конечно, нельзя сказать, что дети наследуют конкретные грехи своих родителей. Но, если человеческая натура составляет совокупность из тела, души и духа, тогда нужно признать, что наши дети, КОНЕЧНО, наследуют не только расположенность к нашим телесным болезням, но и душевное расположение и также расположение к духовным недугам. Об этом стоит задуматься ПЕРЕД зачатием ребенка, и стоит позаботиться уже заранее об очищении СВОЕЙ души и о борьбе со СВОИМИ страстьями, думая о будущем ребенке. Пост дает нам все возможности этой подготовки. Конечно, вопрос супружескоей близости должен быть обсужден, прежде всего, между супругами заранее, и желательно, с духовником семьи, если таковой имеется. Супружеское воздержание должно основаться исключительно на обоюдном согласии супругов. Но если, как в идеале, супружеские отношения зиждутся не на букве закона, а на обоюдной любви, тогда муж не будет донимать жену неразумными желаниями, и жена, видя мужа изнемогающим, не будет ему отказывать в близости. Но тогда муж также не «повредится» и не будет «печальных последствии», если жена ему по индивидуальным причинам откажет в этой близости. Что, мужья в наше время как дети малые, не владеющие собой? Мне кажется, нужно больше доверять друг другу и не решать резко вопросы, которые требуют очень индивидуального решения.
Анна, кажется, отец Владимир как раз об этом - "нужно больше доверять друг другу и не решать резко вопросы, которые требуют очень индивидуального решения".
Дорогие читатели, в качестве ответа на возникшие возражения к ответу отца Андрея Ефанова мы хотели бы предложить вам ознакомиться вот с таким разбором этой темы от отца Александра Пархоменко: https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/supruzheskaja-blizost-chto-dumal-o-nej-apostol-pavel.1937/
Вот" молодец" протоиерей Андрей. Говорит, конечно, дорогая паства, грешить нельзя, но если вам очень хочется, то можно.
И редакция в ту же степь: "зачатие детей тут не причем ? Родители могли быть еще не воцерковлены". Т.е. дорогая редакция утверждает то, что в Священом Писании написано, что грехи родителей до третьего и четвертого колена передаются детям - это байки, вы же, дорогие читатели, Священному Писанию не верьте (утрирую, естественно).
Вы может быть не помните, но Господь сказал: "Раб же тот, ... который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет..." (Евангелие от Луки 12: 47-48)
------------------------------------------------
О таких вот горесвященниках и умниках от редакции в Библии сказано: "Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали." (Евангелие от Луки 11:52)
Добрый день! Замечаю в нашу бытность каждый священник - "агроном". Как-то легко отвечается на такие важные вопросы: мол...главное, чтобы по согласию было.
Может скоро и про аборт будут говорит: ...главное, по согласию...
!Спаси Боже люди Твоя и благослови Твое достояние,Человеколюбче Господи Иисусе Христе Сыне Божий Богородицею и всех Твоих святыми молитвами и помилуй ны+благодарю(:..
По наставлениям Святых Отцов зачатие в пост ребенка недопустимо, и имеет потом самые печальные последствия. О каком суеверии здесь говорится ?
Борис, в пост желательно (ТОЛЬКО по взаимному согласию супругов) воздержание от супружеской близости.
А зачатие детей тут не причем 🙂 Родители могли быть еще не воцерковлены в этот момент. Или могли быть еще не столь крепки в посте. Но это имеет отношения только к сами родителям, а не к детям.