Я верующая — значит, я должна чувствовать себя виноватой? - Православный журнал «Фома»
Я верующая — значит, я должна чувствовать себя виноватой?
Фото Cristian Tejeda on Unsplash

Я верующая — значит, я должна чувствовать себя виноватой?

8 мин.
iframe
Код скопирован

Вопрос читателя:

Здравствуйте! Мне 31, я крещеная и верующая с детства. Неоднократно исповедовалась (подробно, старалась от души), причащалась. Все последние годы много читаю слова св. отцов, православную литературу. Очень много, постоянно думаю о своем поведении внутреннем и внешнем через призму того, чему учит Бог. Но в последнее время поняла, что все эти годы, что я всей душой тяготела к Богу, всё свободное время проводила при монастыре (очень нравилось), я, как теперь кажется, была очень несчастна. Я очень твердо верю, что неправа я, а не Бог или верующие в Него монахи, священники (к которым я испытываю только теплые, уважительные эмоции). Однако, несмотря на понимание, что я неправа, сердце мое сказало: ты все эти годы чувствуешь себя виноватой. Вечно виноватой. Прибитой. Я много лет не была счастлива, я по-прежнему, несмотря на годы религиозности, хочу, чтобы мне сказали, что я молодец в чём-то, что я не «вечно плохая», какой я обязана себя чувствовать себя перед Богом и людьми. Я просто прибита. Я не поменяла свое мироощущение, видимо, эти годы я играла спектакль и себя обманывала. Дошло до того, что недавно я впервые в жизни ушла со службы, расплакалась, и в душе сказала: «Боже, ну что ты мучишь меня, почему я не могу быть собой и не такой униженной, почему не могу любить кого-то, кто мне по сердцу, а не только Тебя и думать только о Тебе, и любить кого-то только через призму Тебя»? Сейчас для меня вера — удавка. Я боюсь этих своих слов, боюсь наказания. Умом понимаю, что Господь ждёт и милует грешника. Но мое хроническое ощущение все эти годы — что ждёт, но не меня. Я озлобилась в ответ. Чтобы получить обратную связь, утешение от Бога, чтобы перестать Его бояться, я должна об этом молиться. Но как молиться, если не доверяешь Богу? Ни капли! Я боюсь Его! Боюсь! Не верю, что Он будет добр ко мне. Я много читала про пост и умом понимаю, что это и для чего. На деле же как воспринимала его в детстве, так и воспринимаю, — это время, когда мы должны мучиться, потому что это наша рабская доля. Бог делает, что хочет, ведь Он может. Повторюсь, я боюсь этих своих слов, и не настаиваю на них. Знаю, что несу бред. Но как избавиться от многолетнего ощущения? Ведь оказалось, что все эти годы ни к чему не привели. Я никогда не была счастлива в эти годы.

И еще вопрос: о какой свободе речь? Если я не исполню заповеди Божии, не стану Его любить всем сердцем и только о Нем думать каждую секунду, меня ждет вечный ад? Я не могу себя заставить полюбить Бога. Почему я не могу просто жить, читать книги, делать то, что приятно — изучать языки, уделять время рисованию, например. Нет. Если я читаю утренние и вечерние молитвы, то, кроме работы и молитв, я не успеваю делать ничего! И даже когда я стараюсь жить, как требуется, все равно не покидает вечное очень болезненное ощущение, что я всегда плохая, что я отвратительна Богу. Никакого желания к такому Богу идти нет.

Еще раз скажу, я написала свои недоумения, наболевшее. Я не знаю, где мне еще спросить, что делать. Я боюсь, что мне последует наказание за эти мои слова, но я устала от ощущения удавленности и вечной вины. Спасибо за ответ.

Евгения

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Добрый день!

Дорогая Евгения, думаю, у Вас наступил момент кризиса, то есть переосмысления тех стратегий и тактик, которыми Вы пользовались в Вашей духовной жизни, потому что то, что Вас привлекало, возможно, давало силы и способствовало духовному росту, перестало быть таковым, а что-то, и так тоже бывает, никогда и не способствовало тому, чтобы Вы возрастали в духовной жизни.

Обращу внимание на некоторые моменты: «Я много лет не была счастлива, я по-прежнему, несмотря на годы религиозности, хочу, чтобы мне сказали, что я молодец в чём-то, что я не „вечно плохая“, какой я обязана себя чувствовать себя перед Богом и людьми». Вы вовсе не обязаны себя чувствовать «вечно плохой» перед Богом и людьми. В житиях святых, в написанных ими текстах мы читаем о том, что подвижники, которые достигли определенных высот в духовной жизни, ощущали себя хуже всех, но это происходило вовсе не по обязанности, а естественным образом, приближаясь к вершинам святости, они понимали, что до самих вершин человеку далеко и что достичь чего-то он может только в синергии с Богом. Это как — да мы уже и отвечали об этом в рубрике — если ученик трудится, а потом видит работу мастера — и по сравнению с ней его работа заметно проигрывает. Но вот мастер вносит в работу ученика несколько штрихов — и работа начинает «играть». Так и в духовной жизни.

Искусственное самоуничижение, нагнетание ощущения «я плохая» — это совсем не то, что нужно в духовной жизни. И если в целом Ваша духовная жизнь устроена так, что в ней некоторый застой, кризис или в принципе Вы еще в начале, то вряд ли Вас посетят такие глубокие переживания своей никчемности. Они могут быть наведены, индуцированы извне — но в итоге это приведет к тяжелейшему навязанному эмоциональному состоянию. Кажется, это с Вами и происходит.

Что бы я посоветовал? Поговорить с духовником или, возможно, с другим священникам, и решать не задачу «как чувствовать себя самой плохой», а задачи «что конкретно сейчас мешает мне жить по заповедям, быть в мире с собой и людьми, поступать по любви, чувствовать радость, быть счастливой». Всему этому человеку мешают грехи, и в обычной бытовой жизни грехов, лишних мыслей, ненужных действий набирается довольно много. Начните с того, чтобы справляться с ними, но не нужно пытаться привлечь на себя какие-то внутренние состояния искусственно — ни в коем случае!

«На деле же как воспринимала его в детстве, так и воспринимаю, — это время, когда мы должны мучиться, потому что это наша рабская доля». Нет, дорогая, пост — это не время, «когда мы должны мучиться», это время, когда мы можем больше сконцентрироваться на своем внутреннем состоянии. Если все время руки не доходили с чем-то в себе позаниматься — то сейчас самое время как раз. Или если есть желание углубить духовную жизнь, попробовать новые молитвы, почитать новые тексты, открыть что-то в духовной жизни новое — это как раз удобно сделать в пост. Пост — это вид аскетического упражнения, инструмент самопознания в том числе, но никак не период мучений, мы же не мазохизмом занимаемся. И если у Вас такое искаженное восприятие поста, нужно разобраться, откуда оно — может быть, что-то не так Вы поняли, может быть, не то прочли, может, ориентировались не на ту литературу и проповеди, которые именно Вам подходят по Вашему уровню и состоянию. Ведь, например, дай пятикласснику интеграл — и он впадет в страшную фрустрацию, потому что интеграл ему непонятен, а дай интеграл доктору физ-мат. наук, который еще и занимался интегралами — и он возьмет его или с легкостью, или с интересом поломает голову над сложной задачкой. А если брать не по силам что-то — это и будет мука, точно. Так что нужно бы Вам подумать, может быть, со священником обсудить, когда что-то пошло не так в восприятии поста.

«Почему я не могу просто жить, читать книги, делать то, что приятно — изучать языки, уделять время рисованию, например. Нет. Если я читаю утренние и вечерние молитвы, то, кроме работы и молитв, я не успеваю делать ничего! И даже когда я стараюсь жить, как требуется, все равно не покидает вечное очень болезненное ощущение, что я всегда плохая, что я отвратительна Богу. Никакого желания к такому Богу идти нет». То, что Вы пишете, свидетельствует о том, что Вам нужно очень менять то, как происходит Ваша духовная жизнь, и это подтверждается буквально каждой фразой. Возможно, Вам не подходит на самом деле быть при монастыре. Если Вы не послушница и не монахиня, может быть, стоит переключиться на приходской храм, а в оставшееся время заниматься своей жизнью? Никто не говорил, что нельзя делать то, что приятно. Языки, рисование, книги — это все прекрасные занятия, почему ж нельзя-то? Бог Вас любит, дорогая, просто потому что Он есть сама любовь и Он любит всякого человека и каждого. Вопрос в том, хочется ли человек идти к Богу, и вот тут лукавый подкидывает всякие извращенные идеи про Бога и прочее. Может быть, Вы как раз на какой-то такой его крючок и поймались, но ничего страшного, просто нужно немного подкорректировать то, на чем Вы делаете акценты, чтобы Вы и правда были счастливой.

Утренние и вечерние молитвы занимают около 10 — 15 минут времени. Если, кроме работы и молитв, Вы ничего не успеваете делать, то надо что-то сделать с работой, потому что если у Вас на все про все остается около получаса в день (если молитвы по 15 минут), то это катастрофа. Если же каким-то образом Ваше правило расширилось до размеров, которые Вам не по силам и нет от этого пользы, срочно решайте с духовником, если он Вам дал такое правило, что делать. А если Вы набрали молитв добровольно — убирайте и оставляйте пока только само правило, как в молитвослове.

Про Бога еще и еще раз сажу: ничего, кроме любви к человеку, в Нем нет. А если гнев — так гнев на то, что человек упорно сам себе пытается вредить. И гнев этот — из любви, мол, но что ж ты, человек, снова идешь непонятно куда…

Насчет свободы воли напомню, что, так как человек — создание разумное, именно поэтому Господь ему и рассказал, что для человека предназначено. Рыба живет в воде, животные — на воздухе, а человеку для душевной и духовной жизни нужно быть в Боге, в Нем полнота. Дальше человек может выбрать, хочет ли он жизнь или смерть. Если духовная жизнь выстроена правильно, то человек чувствует мир и радость, если нет — надо искать, что и где пошло не так. А выбирать быть с Богом — это значит выбирать полноту бытия, вот и все. И если Вы не монахиня, то для Вас, светского человека, совершенно нормально иметь светскую работу и негреховные светские увлечения, иметь любовь, брак, хобби….

Христианство — это не про страх наказания, это в том числе про дерзновение, свободу и умение задать вопрос, когда что-то пошло не так. Вы сделали правильно, что задали вопрос. Теперь нужно пересматривать Вашу жизнь и, с Божией помощью, действовать.

С Богом!

Задать вопрос
Задать вопрос священнику

    Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail — ответ придет вам на почту.

    P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.

    Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.

    Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (22 голосов, средняя: 4,91 из 5)
    Загрузка...
    11 апреля 2023
    Поделиться:

    • Hola
      Hola6 месяцев назадОтветить

      Евгению в монастыре так научили - что Господь страшный и суровый? Видимо, да.
      Мне кажется, вся проблема что женщина ведет почти монашескую жизнь (видимо и молитвенные правила, и службы), но она не в монастыре.
      Евгения, возьмите паузу. Ходите на службы, допустим, раз в месяц. А в свободное время спите, читайте, встречайтесь с друзьями и осуществите свои мечты.

    • Анастасия
      Анастасия6 месяцев назадОтветить

      Евгения, мне Ваше состояние близко к сожалению. Слышала несколько раз от православных психологов о том, что на наше восприятие Бога влиют наши отношения с родителями. Родители чрезмерно стрргие-мы Бога боимся и тд. Возможно, у Вас есть что-то похожее.

    • А
      А6 месяцев назадОтветить

      Как - в молитвослове 15 минут? Как за 15 минут прочитать все утренние или все вечерние молитвы? С какой скоростью их нужно тогда читать? И как при этом читать их осмысленно? Около часа получается.

      • Владимир Гурболиков
        Владимир Гурболиков6 месяцев назадОтветить

        Не пятнадцать, конечно, но и не час, когда молитвы уже знакомы. Примерно минут 20-25., может быть, полчаса, если что-то добавлять от себя, либо поминаешь многих людей о здравии и упокоении.

        • A.
          A.5 месяцев назадОтветить

          Владимир, спасибо за ответ! Наверное, это индивидуально...

    Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь