Вопрос читателя:
Здравствуйте! Мне 31, я крещеная и верующая с детства. Неоднократно исповедовалась (подробно, старалась от души), причащалась. Все последние годы много читаю слова св. отцов, православную литературу. Очень много, постоянно думаю о своем поведении внутреннем и внешнем через призму того, чему учит Бог. Но в последнее время поняла, что все эти годы, что я всей душой тяготела к Богу, всё свободное время проводила при монастыре (очень нравилось), я, как теперь кажется, была очень несчастна. Я очень твердо верю, что неправа я, а не Бог или верующие в Него монахи, священники (к которым я испытываю только теплые, уважительные эмоции). Однако, несмотря на понимание, что я неправа, сердце мое сказало: ты все эти годы чувствуешь себя виноватой. Вечно виноватой. Прибитой. Я много лет не была счастлива, я по-прежнему, несмотря на годы религиозности, хочу, чтобы мне сказали, что я молодец в чём-то, что я не «вечно плохая», какой я обязана себя чувствовать себя перед Богом и людьми. Я просто прибита. Я не поменяла свое мироощущение, видимо, эти годы я играла спектакль и себя обманывала. Дошло до того, что недавно я впервые в жизни ушла со службы, расплакалась, и в душе сказала: «Боже, ну что ты мучишь меня, почему я не могу быть собой и не такой униженной, почему не могу любить кого-то, кто мне по сердцу, а не только Тебя и думать только о Тебе, и любить кого-то только через призму Тебя»? Сейчас для меня вера — удавка. Я боюсь этих своих слов, боюсь наказания. Умом понимаю, что Господь ждёт и милует грешника. Но мое хроническое ощущение все эти годы — что ждёт, но не меня. Я озлобилась в ответ. Чтобы получить обратную связь, утешение от Бога, чтобы перестать Его бояться, я должна об этом молиться. Но как молиться, если не доверяешь Богу? Ни капли! Я боюсь Его! Боюсь! Не верю, что Он будет добр ко мне. Я много читала про пост и умом понимаю, что это и для чего. На деле же как воспринимала его в детстве, так и воспринимаю, — это время, когда мы должны мучиться, потому что это наша рабская доля. Бог делает, что хочет, ведь Он может. Повторюсь, я боюсь этих своих слов, и не настаиваю на них. Знаю, что несу бред. Но как избавиться от многолетнего ощущения? Ведь оказалось, что все эти годы ни к чему не привели. Я никогда не была счастлива в эти годы.
И еще вопрос: о какой свободе речь? Если я не исполню заповеди Божии, не стану Его любить всем сердцем и только о Нем думать каждую секунду, меня ждет вечный ад? Я не могу себя заставить полюбить Бога. Почему я не могу просто жить, читать книги, делать то, что приятно — изучать языки, уделять время рисованию, например. Нет. Если я читаю утренние и вечерние молитвы, то, кроме работы и молитв, я не успеваю делать ничего! И даже когда я стараюсь жить, как требуется, все равно не покидает вечное очень болезненное ощущение, что я всегда плохая, что я отвратительна Богу. Никакого желания к такому Богу идти нет.
Еще раз скажу, я написала свои недоумения, наболевшее. Я не знаю, где мне еще спросить, что делать. Я боюсь, что мне последует наказание за эти мои слова, но я устала от ощущения удавленности и вечной вины. Спасибо за ответ.
Евгения
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Добрый день!
Дорогая Евгения, думаю, у Вас наступил момент кризиса, то есть переосмысления тех стратегий и тактик, которыми Вы пользовались в Вашей духовной жизни, потому что то, что Вас привлекало, возможно, давало силы и способствовало духовному росту, перестало быть таковым, а что-то, и так тоже бывает, никогда и не способствовало тому, чтобы Вы возрастали в духовной жизни.
Обращу внимание на некоторые моменты: «Я много лет не была счастлива, я по-прежнему, несмотря на годы религиозности, хочу, чтобы мне сказали, что я молодец в чём-то, что я не „вечно плохая“, какой я обязана себя чувствовать себя перед Богом и людьми». Вы вовсе не обязаны себя чувствовать «вечно плохой» перед Богом и людьми. В житиях святых, в написанных ими текстах мы читаем о том, что подвижники, которые достигли определенных высот в духовной жизни, ощущали себя хуже всех, но это происходило вовсе не по обязанности, а естественным образом, приближаясь к вершинам святости, они понимали, что до самих вершин человеку далеко и что достичь чего-то он может только в синергии с Богом. Это как — да мы уже и отвечали об этом в рубрике — если ученик трудится, а потом видит работу мастера — и по сравнению с ней его работа заметно проигрывает. Но вот мастер вносит в работу ученика несколько штрихов — и работа начинает «играть». Так и в духовной жизни.
Искусственное самоуничижение, нагнетание ощущения «я плохая» — это совсем не то, что нужно в духовной жизни. И если в целом Ваша духовная жизнь устроена так, что в ней некоторый застой, кризис или в принципе Вы еще в начале, то вряд ли Вас посетят такие глубокие переживания своей никчемности. Они могут быть наведены, индуцированы извне — но в итоге это приведет к тяжелейшему навязанному эмоциональному состоянию. Кажется, это с Вами и происходит.
Что бы я посоветовал? Поговорить с духовником или, возможно, с другим священникам, и решать не задачу «как чувствовать себя самой плохой», а задачи «что конкретно сейчас мешает мне жить по заповедям, быть в мире с собой и людьми, поступать по любви, чувствовать радость, быть счастливой». Всему этому человеку мешают грехи, и в обычной бытовой жизни грехов, лишних мыслей, ненужных действий набирается довольно много. Начните с того, чтобы справляться с ними, но не нужно пытаться привлечь на себя какие-то внутренние состояния искусственно — ни в коем случае!
«На деле же как воспринимала его в детстве, так и воспринимаю, — это время, когда мы должны мучиться, потому что это наша рабская доля». Нет, дорогая, пост — это не время, «когда мы должны мучиться», это время, когда мы можем больше сконцентрироваться на своем внутреннем состоянии. Если все время руки не доходили с чем-то в себе позаниматься — то сейчас самое время как раз. Или если есть желание углубить духовную жизнь, попробовать новые молитвы, почитать новые тексты, открыть что-то в духовной жизни новое — это как раз удобно сделать в пост. Пост — это вид аскетического упражнения, инструмент самопознания в том числе, но никак не период мучений, мы же не мазохизмом занимаемся. И если у Вас такое искаженное восприятие поста, нужно разобраться, откуда оно — может быть, что-то не так Вы поняли, может быть, не то прочли, может, ориентировались не на ту литературу и проповеди, которые именно Вам подходят по Вашему уровню и состоянию. Ведь, например, дай пятикласснику интеграл — и он впадет в страшную фрустрацию, потому что интеграл ему непонятен, а дай интеграл доктору физ-мат. наук, который еще и занимался интегралами — и он возьмет его или с легкостью, или с интересом поломает голову над сложной задачкой. А если брать не по силам что-то — это и будет мука, точно. Так что нужно бы Вам подумать, может быть, со священником обсудить, когда что-то пошло не так в восприятии поста.
«Почему я не могу просто жить, читать книги, делать то, что приятно — изучать языки, уделять время рисованию, например. Нет. Если я читаю утренние и вечерние молитвы, то, кроме работы и молитв, я не успеваю делать ничего! И даже когда я стараюсь жить, как требуется, все равно не покидает вечное очень болезненное ощущение, что я всегда плохая, что я отвратительна Богу. Никакого желания к такому Богу идти нет». То, что Вы пишете, свидетельствует о том, что Вам нужно очень менять то, как происходит Ваша духовная жизнь, и это подтверждается буквально каждой фразой. Возможно, Вам не подходит на самом деле быть при монастыре. Если Вы не послушница и не монахиня, может быть, стоит переключиться на приходской храм, а в оставшееся время заниматься своей жизнью? Никто не говорил, что нельзя делать то, что приятно. Языки, рисование, книги — это все прекрасные занятия, почему ж нельзя-то? Бог Вас любит, дорогая, просто потому что Он есть сама любовь и Он любит всякого человека и каждого. Вопрос в том, хочется ли человек идти к Богу, и вот тут лукавый подкидывает всякие извращенные идеи про Бога и прочее. Может быть, Вы как раз на какой-то такой его крючок и поймались, но ничего страшного, просто нужно немного подкорректировать то, на чем Вы делаете акценты, чтобы Вы и правда были счастливой.
Утренние и вечерние молитвы занимают около 10 — 15 минут времени. Если, кроме работы и молитв, Вы ничего не успеваете делать, то надо что-то сделать с работой, потому что если у Вас на все про все остается около получаса в день (если молитвы по 15 минут), то это катастрофа. Если же каким-то образом Ваше правило расширилось до размеров, которые Вам не по силам и нет от этого пользы, срочно решайте с духовником, если он Вам дал такое правило, что делать. А если Вы набрали молитв добровольно — убирайте и оставляйте пока только само правило, как в молитвослове.
Про Бога еще и еще раз сажу: ничего, кроме любви к человеку, в Нем нет. А если гнев — так гнев на то, что человек упорно сам себе пытается вредить. И гнев этот — из любви, мол, но что ж ты, человек, снова идешь непонятно куда…
Насчет свободы воли напомню, что, так как человек — создание разумное, именно поэтому Господь ему и рассказал, что для человека предназначено. Рыба живет в воде, животные — на воздухе, а человеку для душевной и духовной жизни нужно быть в Боге, в Нем полнота. Дальше человек может выбрать, хочет ли он жизнь или смерть. Если духовная жизнь выстроена правильно, то человек чувствует мир и радость, если нет — надо искать, что и где пошло не так. А выбирать быть с Богом — это значит выбирать полноту бытия, вот и все. И если Вы не монахиня, то для Вас, светского человека, совершенно нормально иметь светскую работу и негреховные светские увлечения, иметь любовь, брак, хобби….
Христианство — это не про страх наказания, это в том числе про дерзновение, свободу и умение задать вопрос, когда что-то пошло не так. Вы сделали правильно, что задали вопрос. Теперь нужно пересматривать Вашу жизнь и, с Божией помощью, действовать.
С Богом!