Вопрос читателя:
Дорогой батюшка. Здравия и мира Вам! Меня зовут Марина, мне 27 лет. Около семи из них я живу с мыслями о суициде — даже несмотря на то, что верю в Бога. А в Бога я начала верить после того, как из семьи ушёл близкий человек, бабушка: у неё была онкология; болезнь стали лечить на самой последней степени, и было уже слишком поздно. Для меня было шоком, что бабушка с самого начала скрывала свою болезнь, и всё это время непринуждённо общалась со мной и мамой так, как будто никакой болезни и нет (отец ушёл, как только я родилась). У меня самой врождённая болезнь — ДЦП, хожу только цепляясь за стены квартиры или с чьей-либо помощью. Меня мою инвалидность бабушка учила как бы стыдиться. Мне до сих пор очень горько вспоминать, что бабушка стыдилась любой болезни и слабости — как у себя, так и у меня. Я знаю, что это идёт из комсомола: не жалуйся, будь всегда готов, весел и здоров. Это страшно. В моей семье никто не верит в Слово; однако меня крестили на следующий месяц после рождения, потому что моё рождение было трудным, не без последствий. И… на этом всё. Никто в моей семье не стремился к Богу. Отец не приезжал ко мне; я помню только, что употреблял алкоголь и звонил в нетрезвом состоянии. Когда я училась в ВУЗе, узнала, что он сгорел в пожаре, находясь в состоянии алкогольного опьянения. По одной из версий — уронил во сне сигарету. Его близкие друзья рассказывали, что ему не были чужды азарт и риск. Это тоже страшно.
Оба они — и бабушка, и отец — ушли в иной мир без покаяния. Недавно я открыла для себя тропарь мученику Уару и читаю келейно. Как ещё можно помочь им (и себе)? Я пошла в храм на исповедь, но меня настолько захлестнули эмоции, что я так толком и не смогла исповедоваться. Батюшка, что принимал исповедь, был довольно суров; он сказал, что на исповедь надо приносить свои собственные грехи, а не грехи твоих родных, которые приносят тебе боль. Возможно, он прав. При этом он спросил, соблюдаю ли я пост — я сказала, что нет, — батюшка отказался меня исповедовать. После этого случая я не хочу и не могу ходить в церковь. Я люблю Бога и хочу быть с Ним; но меня очень расстроил батюшкин формализм. К кому в церкви (если не к батюшке и не на исповеди) бежать, если есть огромная боль внутри?
С уважением и огромной благодарностью за Слово,
Марина
Отвечает иерей Иоанн Загуменов:
Взаимно желаю Вам здравия и мира, дорогая Марина!
Глубоко сочувствую Вам! Вам выпало много тяжелейших испытаний — врожденная болезнь, невозможность самостоятельно ходить, а значит, постоянная зависимость в своих передвижениях от кого бы то ни было, предательство отца, а после известие о его страшной смерти и смерть бабушки, которая, думаю, несмотря на всю свою суровость была Вам дорога, потому что провела с Вами все детство... Это все, дорогая Марина, действительно страшно и Вы совершенно правильно, очень искренне и объективно описываете, как мне кажется, Ваши эмоции — горько, больно, страшно. Именно так и есть.
Вы совершенно правильно решили, что утешение нужно искать в Церкви — у Бога и у тех, кто следует за ним, потому что христианство — это про любовь. Вы пришли за утешением и, что логично, не смогли справиться с собой: наверняка и путь до храма был непростой во всех отношениях, и первая исповедь... Вы пришли правильно, но, видимо, ожидали другого.
И вот тут мне хочется спросить: Марина, а что для Вас исповедь? Что для Вас текст вопроса, написанный Вами? Вполне возможно, Вам важно, чтобы рядом был человек, который элементарно рядом, который выслушает и поймет Вашу боль. Это так?
Слово может говорить каждый — если это слово любви и человечности. Здорово, когда близкие читают друг для друга и непосредственно Слово Божие, которое Вам, как и мне, необычайно нравится. Если эти люди верят в Слово и обладают опытом квалифицированной помощи, — бегите к ним.
Я бы на Вашем месте нашел того, кто рядом из значимых для Вас личностей. Возможно — обратился бы с Вашими переживаниями к терапевту, психологу. По возможности — к священнику другого храма, не того, где произошло затруднение.
Вы пришли за утешением, но именно формат исповеди — не беседы, а исповеди — предполагает все же не разговор, а раскаяние человека в тех грехах, в которых он кается(см. Исповедь и покаяние). Именно об этом и сказал священник, возможно, чересчур сурово. Вы на будущее запомните, пожалуйста, что поговорить со священником можно — и нужно! — отдельно. А исповедь — это когда Вы приходите и перед Богом при священнике, который выступает как свидетель, каетесь в том неправильном, что сделали. И здесь, действительно, нужно сконцентрироваться именно на то, чтобы очистить себя, свои душу и сердце от того неправильного, что сделали лично Вы. Не с Вами — а Вы, такой формат. А вот в разговоре, тем более, на терапии уже можно подробно разобрать обстоятельства Вашей жизни и сложные и больные отношения с родными. Хорошо?
Пожалуйста, не бойтесь больше приходить в храм и не бойтесь нас, священников! Просто теперь Вы знаете немного больше о разных форматах, которые есть в Церкви. Что касается поста, не слыша Вашу исповедь, Ваш разговор, не могу полноценно это прокомментировать. В принципе, для исповеди пост не нужен. А если Вы пришли на исповедь во время поста и не соблюдаете пост, все равно это не является для исповеди препятствием и тем более препятствием для разговора, поводом для обсуждения — да, препятствием, тем более, для новоначального человека — нет.
Чтобы лучше сориентироваться, именно об исповеди можете посмотреть также материал Как проходит исповедь в православном храме.
Касательно же способов помочь усопшим близким стоит заметить следующее. В первую очередь, это молитва. Есть смысл регулярно поминать усопших в своих молитвах. Вы можете использовать стандартные молитвы или найти для этого свои собственные слова. Также есть смысл поминать усопших за богослужением — на проскомидии, панихиде. Кроме того, Вы можете совершать небольшие благотворительные пожертвования или маленькие добрые дела в память об усопших.
Теперь касательно помощи себе и Вашего страха. Страх является естественной эмоцией, которая может возникать в различных ситуациях и относиться к разным аспектам жизни. Работа со страхом может быть сложной, но существуют некоторые стратегии, которые могут помочь вам справиться с ним. Признайте и примите свой страх. Важно осознавать, что страх является естественной реакцией организма на опасность или неизвестность. Признайте свой страх и примите его как часть себя. Не стыдитесь или осуждайте себя за страх, а вместо этого попытайтесь разобраться, что именно вызывает у Вас эту эмоцию.
Изучите свой страх. Узнайте больше о том, что вызывает Ваш страх. Информированность может помочь вам разобраться в ситуации и уменьшить страх. Исследуйте факты, обратитесь к источникам информации или обратитесь за помощью к специалистам в области психологии, чтобы получить объективное представление о том, чего стоит опасаться и чего не стоит.
Поделитесь своим страхом. Обсуждение своего страха с надежными друзьями, семьей или профессиональным психологом может помочь вам получить поддержку и понимание. Иногда простое выражение своих беспокойств вслух может сделать их менее пугающими.
Важно также помнить, что каждый человек уникален, и то, что может сработать для одного, может не сработать для другого. Экспериментируйте и найдите стратегии, которые наиболее эффективны для Вас в преодолении страха и самопомощи в целом.
Если папа и бабушка были крещены, Вы можете также подавать о них записки на Проскомидию.
Пусть милосердный Христос укрепит Вас, Марина!