Вопрос читателя:

Дорогой батюшка. Здравия и мира Вам! Меня зовут Марина, мне 27 лет. Около семи из них я живу с мыслями о суициде — даже несмотря на то, что верю в Бога. А в Бога я начала верить после того, как из семьи ушёл близкий человек, бабушка: у неё была онкология; болезнь стали лечить на самой последней степени, и было уже слишком поздно. Для меня было шоком, что бабушка с самого начала скрывала свою болезнь, и всё это время непринуждённо общалась со мной и мамой так, как будто никакой болезни и нет (отец ушёл, как только я родилась). У меня самой врождённая болезнь — ДЦП, хожу только цепляясь за стены квартиры или с чьей-либо помощью. Меня мою инвалидность бабушка учила как бы стыдиться. Мне до сих пор очень горько вспоминать, что бабушка стыдилась любой болезни и слабости — как у себя, так и у меня. Я знаю, что это идёт из комсомола: не жалуйся, будь всегда готов, весел и здоров. Это страшно. В моей семье никто не верит в Слово; однако меня крестили на следующий месяц после рождения, потому что моё рождение было трудным, не без последствий. И… на этом всё. Никто в моей семье не стремился к Богу. Отец не приезжал ко мне; я помню только, что употреблял алкоголь и звонил в нетрезвом состоянии. Когда я училась в ВУЗе, узнала, что он сгорел в пожаре, находясь в состоянии алкогольного опьянения. По одной из версий — уронил во сне сигарету. Его близкие друзья рассказывали, что ему не были чужды азарт и риск. Это тоже страшно.
Оба они — и бабушка, и отец — ушли в иной мир без покаяния. Недавно я открыла для себя тропарь мученику Уару и читаю келейно. Как ещё можно помочь им (и себе)? Я пошла в храм на исповедь, но меня настолько захлестнули эмоции, что я так толком и не смогла исповедоваться. Батюшка, что принимал исповедь, был довольно суров; он сказал, что на исповедь надо приносить свои собственные грехи, а не грехи твоих родных, которые приносят тебе боль. Возможно, он прав. При этом он спросил, соблюдаю ли я пост — я сказала, что нет, — батюшка отказался меня исповедовать. После этого случая я не хочу и не могу ходить в церковь. Я люблю Бога и хочу быть с Ним; но меня очень расстроил батюшкин формализм. К кому в церкви (если не к батюшке и не на исповеди) бежать, если есть огромная боль внутри?
С уважением и огромной благодарностью за Слово,
Марина

Отвечает иерей Иоанн Загуменов:

Взаимно желаю Вам здравия и мира, дорогая Марина!

Глубоко сочувствую Вам! Вам выпало много тяжелейших испытаний — врожденная болезнь, невозможность самостоятельно ходить, а значит, постоянная зависимость в своих передвижениях от кого бы то ни было, предательство отца, а после известие о его страшной смерти и смерть бабушки, которая, думаю, несмотря на всю свою суровость была Вам дорога, потому что провела с Вами все детство... Это все, дорогая Марина, действительно страшно и Вы совершенно правильно, очень искренне и объективно описываете, как мне кажется, Ваши эмоции — горько, больно, страшно. Именно так и есть.

Вы совершенно правильно решили, что утешение нужно искать в Церкви — у Бога и у тех, кто следует за ним, потому что христианство — это про любовь. Вы пришли за утешением и, что логично, не смогли справиться с собой: наверняка и путь до храма был непростой во всех отношениях, и первая исповедь... Вы пришли правильно, но, видимо, ожидали другого.

И вот тут мне хочется спросить: Марина, а что для Вас исповедь? Что для Вас текст вопроса, написанный Вами? Вполне возможно, Вам важно, чтобы рядом был человек, который элементарно рядом, который выслушает и поймет Вашу боль. Это так?

Слово может говорить каждый — если это слово любви и человечности. Здорово, когда близкие читают друг для друга и непосредственно Слово Божие, которое Вам, как и мне, необычайно нравится. Если эти люди верят в Слово и обладают опытом квалифицированной помощи, — бегите к ним.

Я бы на Вашем месте нашел того, кто рядом из значимых для Вас личностей. Возможно — обратился бы с Вашими переживаниями к терапевту, психологу. По возможности — к священнику другого храма, не того, где произошло затруднение.

Вы пришли за утешением, но именно формат исповеди — не беседы, а исповеди — предполагает все же не разговор, а раскаяние человека в тех грехах, в которых он кается(см. Исповедь и покаяние). Именно об этом и сказал священник, возможно, чересчур сурово. Вы на будущее запомните, пожалуйста, что поговорить со священником можно — и нужно! — отдельно. А исповедь — это когда Вы приходите и перед Богом при священнике, который выступает как свидетель, каетесь в том неправильном, что сделали. И здесь, действительно, нужно сконцентрироваться именно на то, чтобы очистить себя, свои душу и сердце от того неправильного, что сделали лично Вы. Не с Вами — а Вы, такой формат. А вот в разговоре, тем более, на терапии уже можно подробно разобрать обстоятельства Вашей жизни и сложные и больные отношения с родными. Хорошо?

Пожалуйста, не бойтесь больше приходить в храм и не бойтесь нас, священников! Просто теперь Вы знаете немного больше о разных форматах, которые есть в Церкви. Что касается поста, не слыша Вашу исповедь, Ваш разговор, не могу полноценно это прокомментировать. В принципе, для исповеди пост не нужен. А если Вы пришли на исповедь во время поста и не соблюдаете пост, все равно это не является для исповеди препятствием и тем более препятствием для разговора, поводом для обсуждения — да, препятствием, тем более, для новоначального человека — нет.

Чтобы лучше сориентироваться, именно об исповеди можете посмотреть также материал Как проходит исповедь в православном храме.

Касательно же способов помочь усопшим близким стоит заметить следующее. В первую очередь, это молитва. Есть смысл регулярно поминать усопших в своих молитвах. Вы можете использовать стандартные молитвы или найти для этого свои собственные слова. Также есть смысл поминать усопших за богослужением — на проскомидии, панихиде. Кроме того, Вы можете совершать небольшие благотворительные пожертвования или маленькие добрые дела в память об усопших.

Теперь касательно помощи себе и Вашего страха. Страх является естественной эмоцией, которая может возникать в различных ситуациях и относиться к разным аспектам жизни. Работа со страхом может быть сложной, но существуют некоторые стратегии, которые могут помочь вам справиться с ним. Признайте и примите свой страх. Важно осознавать, что страх является естественной реакцией организма на опасность или неизвестность. Признайте свой страх и примите его как часть себя. Не стыдитесь или осуждайте себя за страх, а вместо этого попытайтесь разобраться, что именно вызывает у Вас эту эмоцию.

Изучите свой страх. Узнайте больше о том, что вызывает Ваш страх. Информированность может помочь вам разобраться в ситуации и уменьшить страх. Исследуйте факты, обратитесь к источникам информации или обратитесь за помощью к специалистам в области психологии, чтобы получить объективное представление о том, чего стоит опасаться и чего не стоит.

Поделитесь своим страхом. Обсуждение своего страха с надежными друзьями, семьей или профессиональным психологом может помочь вам получить поддержку и понимание. Иногда простое выражение своих беспокойств вслух может сделать их менее пугающими.

Важно также помнить, что каждый человек уникален, и то, что может сработать для одного, может не сработать для другого. Экспериментируйте и найдите стратегии, которые наиболее эффективны для Вас в преодолении страха и самопомощи в целом.

Если папа и бабушка были крещены, Вы можете также подавать о них записки на Проскомидию.

Пусть милосердный Христос укрепит Вас, Марина!

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
2
0
Сохранить
Поделиться: