1 октября Мосгорсуд рассмотрел кассационную жалобу по делу участниц группы Pussy Riot. Пока в зале суда шло слушание, на улице всеми возможными способами выражали свои позиции сторонники и противники скандальной панк-группы.
Характерно, что единственный «острый» инцидент в этот раз поражал не столько выдумкой его организаторов, сколько спокойным, рабочим и даже немного усталым отношением к происходящему среди всех собравшихся. Несколько человек подошли к зданию суда, неся с собой надувных женщин с балаклавами на головах. Под недовольный гул «Это провокаторы! Провокаторы!» они объясняли журналистам, что выступают против акции Pussy Riot, после чего случилась непонятная заминка, надувные женщины оказались на земле, а их владельцы в автобусе полиции.
Сторонники Pussy Riot были весьма разнообразны, в том числе и по своим взглядам. Кто-то пел советские песни, кто-то апеллировал к евангельской истории, кто-то носил ЛГБТ-символику. Они общались, разбившись на группы.
Среди православных активистов характерной внешностью выделялись члены Союза православных хоругвеносцы, которые почти сразу прошли в зал суда и на улице не задержались. Разумеется, присутствовали и особо любимые журналистами «православные старушки». Большинство из них вели себя достаточно скромно, однако некоторые весьма активно спорили с оппонентами. Молодежи среди православных активистов тоже было немало — уж точно ничуть не меньше чем среди их оппонентов.
Одна из активисток Полина Романова рассказала «Фоме», что не испытывает личной неприязни к «Pussy Riot», но в тоже время, и не хочет повторения их акции.
— Мы никак их не осуждаем, молимся за них и не желаем им зла, — сказала Полина. — Но то, что они сделали — это кощунство.
С этим соглашались и другие молодые православные активисты, отмечавшие, что они не хотят давить на суд, и надеются на его «объективное решение». При этом все сходились в одном: суд важен им не как средство наказания конкретных людей, но как инструмент для предотвращения похожих ситуаций.
— Крестоповал, продолжение нападок на Церковь… эта цепочка должна прерваться, — говорила православная активистка Екатерина. — Лично против тех, кого сегодня судят, я ничего не имею, как всякий христианин... Мы любим людей, но осуждаем грех.
Постепенно почти все православные активисты собрались в одном месте и начали молиться.
Помимо сторонников Pussy Riot, репортеров и православных активистов, у суда были и сторонние наблюдатели.
— Я просто гражданка РФ, и я считаю, что с точки зрения любой религиозной конфессии человек, раскаивающийся в своем грехе заслуживает прощения, — рассказала «Фоме» Фая Ахметжанова. — Безусловно оскорбление чувств верующих не должно оставаться безнаказанным, но я думаю, что обвинение можно смягчить.
Окончание судебного заседания обозначилось появлением на крыльце Марка Фейгина, сообщившего журналистам об отводе адвокатов Екатериной Самуцевич.
Выйдя из зала суда четверо православных хоругвеносцев также привлекли к себе часть прессы. Они подробно рассказали журналистам о своих впечатлениях от суда. С другой стороны парадного крыльца тем временем несколько молодых людей начали громко петь сначала просто какие-то песни про необходимость ухода Путина, а затем непосредственно перешли к исполнению знаменитого «панк-молебна». Несмотря на то, что объем нецензурной лексики в отношении представителей власти постоянно рос и фамилию «Путин» склоняли все чаще, полиция никак не реагировала. Когда тематика песен из области политики сместилась в сторону Церкви и Православия, верующие встали на колени, продолжая молиться.
Потом они двинулись крестным ходом, обошли вокруг часовни напротив главного входа в суд, и удалились. Представители оппозиции и небольшие группы верующих продолжали общаться, но было очевидно — все уже закончилось.
Женщина с белой ленточкой выговаривала другую сторонницу оппозиции, старушку, сорвавшуюся на мат, в споре со своей сверстницей из числа православных активистов.
— Зачем вы так с ними? Надо не так. Надо говорить, что мы сами хуже всех. Нельзя судить других!
Фото Юрия Курбатова