Традиционно в русском языке слово «монахиня» является синонимом слову «инокиня». Инокиня/инок от греческого слова monahos и древнерусского слова инъ означает «один, одинокая, уединенная». Инокиня — кто это в православии? Подразумевается, что это та, которая будет вести отличный от мирского образ жизни. Жить уединенно, погружаясь в молитву к Богу.
Однако в практике современных русских православных монастырей возникло различие между словами инокиня и монахиня. Первая является насельницей монастыря, не давшей еще перед Богом обетов послушания, нестяжания и сохранения целомудрия, но имеющей право носить часть монашеских одеяний, например рясу. В связи с этим она часто именуется рясофорной инокиней. Монахиней же называют ту, кто пострижена в мантию и дала монашеские обеты (малая схима).
Инокиня обещает до конца своих дней жить и трудиться в монастыре, служить Богу и людям. Прожив таким образом три года, она может стать рясофорной[11] инокиней и получает право носить скуфью и апостольник, часть монашеской одежды. Иночество — это начальная ступень монашества, это только этап подготовки к нему. Духовный подвиг и труд монахини считается более тяжелым, чем у инокини.
В православной традиции различают несколько степеней монашества:
— послушница;
— рясофорная послушница (носящая рясу или иную монашескую одежду);
— мантийная монахиня;
— схимница.
Послушница проходит искус — испытание, выполняет различные послушания и работы в монастыре, доказывает своей жизнью твердое намерение стать монахиней. На следующую ступень переходят с благословения духовного отца, которого выбирают себе для руководства в духовной жизни и исполнения первого обета. На этом этапе в Российской империи запрещалось носить монашескую одежду и менять имя. Но уже в современной России это правило изменилось, и эту стадию стали приравнивать к иночеству. А вот в Греции она вообще не имеет никакого отношения к монашеству, а считается послушничеством.
Другой важный этап — мантийное монашество, или малая схима. При этом монахиня дает все три обета, постригается со сменой имени и пострижением волос. Все это требует большой ответственности и твердости выбора от тех, кто прибегает к этому шагу. Это особый путь подвижничества, призывающий к отречению от земных благ, от самого себя и к полному послушанию и служению Богу, сестричеству и людям. Монахиням полностью запрещается вкушение мяса. А пост они держат не только в среду и пятницу, но и в понедельник в честь ангельских сил. Постриженные образно приравниваются к ангелам.
Более высокая ступень — великая схима. Она также сопровождается новой сменой имени. Схимницы обычно уединяются в скиту или келье, уже не исполняют трудовые работы, а полностью посвящают себя непрестанной молитве за весь мир. Иногда они берут на себя такие великие подвиги, как молчание или уход в затвор, подражая древним подвижникам.
Подготовлено редакцией журнала «Фома»