Вопрос читателя:

Здравствуйте. Пришла на воскресную раннюю литургию в праздник Троицу. Во время исповеди священник сказал, что в последний раз допускает меня к причастию без участия в вечерней службе (до этого исповедовалась у него только однажды). Сказал, что, если я снова буду причащаться без участия в вечерней службе, причастие мне будет в осуждение. После таких слов причаститься я не смогла, хотя священник и разрешил в этот раз. Имеет ли право священник запрещать причастие без участия в вечерне? Действительно ли теперь причастие без участия в вечерне мне будет в суд и осуждение? Ведь не всегда есть возможность приходить на службу вечером (дома читаю каноны, последование к причастию, соблюдаю пост в среду, пятницу и в субботу со второй половины дня). Работаю с детьми, много приходится готовиться к занятиям. Значит, мне придётся реже посещать воскресную службу, а это уже чревато отлучением от причастия. Как быть?

Елена

Ответ священника:

Дорогая Елена, с праздником Пятидесятницы!

Конечно же, у каждого священника есть свой пастырский опыт и личный совет священника, я думаю, куда более индивидуален, чем общий ответ, который может дать священник, отвечая на письмо совершенно незнакомого человека.

Но, всё же, я никак не могу согласиться со словами священника о том, что следующее причащение Святых Христовых Таин без посещения вечернего богослужения будет Вам во осуждение. Если батюшка считает, что лично для Вас посещение вечером службы — обязательное условие для Причастия, тогда почему именно со следующего раза, что произойдет на следующий раз? Почему сегодня ещё можно, а завтра (условно говоря) — уже нельзя?

Я разделяю тревогу священников о том, что постепенно уходит традиция посещения храма накануне воскресных и праздничных дней. Но это обусловлено не леностью прихожан, а изменением ритма жизни. Не каждый человек, работающий даже 5 дней в неделю, может и субботу и воскресенье уделять посещению храма — человеку ещё нужен и отдых. Редкий священник не имеет выходных, пускай и в будние дни, а когда отдыхать работающим прихожанам?!

Другое дело, что подготовка ко причащению требует соблюдения молитвенного правила.
Конечно же, очень хорошо, когда христианин находит возможность присутствовать и молиться во время всего суточного круга богослужения, которое имеет своей вершиной Божественную литургию. Да, так должно быть, но так получается не у всех.

Судя по тому, что Вы пишете, Вы примерно исполняете большинство предписаний Церкви: соблюдаете посты и молитвенное правило. Но не всегда есть возможность посещать храм накануне воскресенья и праздников. Думаю, что это и надо объяснить священнику. Сказать, что такое посещение храма зачастую невозможно по причине ритма работы.

И ещё меня напрягло в Вашем письме то, что за непосещение храма Вас могут отлучить от Причастия. Какая-то странная строгость. Если Вас отлучат от Причастия за непосещение храма (не за то, что Вы не долгое время — месяц или более не были в храме, а за то, что пропустили одно или два воскресенья), тогда надо задуматься о смене прихода, какая-то это уже нездравая позиция священника.

Впрочем, искренне надеюсь, что я что-то неправильно понял и излишней строгости у вас на приходе нет, а священник, прислушавшись к Вашим доводам, предложит компромисс. Например, вместо посещения храма накануне Причастия, прочитывать богослужение по каноннику или же заменять это чтение Иисусовой молитвой.

Храни Вас Господь!

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
0
17
Сохранить
Поделиться: