Вопрос читателя:
Здравствуйте. Пришла на воскресную раннюю литургию в праздник Троицу. Во время исповеди священник сказал, что в последний раз допускает меня к причастию без участия в вечерней службе (до этого исповедовалась у него только однажды). Сказал, что, если я снова буду причащаться без участия в вечерней службе, причастие мне будет в осуждение. После таких слов причаститься я не смогла, хотя священник и разрешил в этот раз. Имеет ли право священник запрещать причастие без участия в вечерне? Действительно ли теперь причастие без участия в вечерне мне будет в суд и осуждение? Ведь не всегда есть возможность приходить на службу вечером (дома читаю каноны, последование к причастию, соблюдаю пост в среду, пятницу и в субботу со второй половины дня). Работаю с детьми, много приходится готовиться к занятиям. Значит, мне придётся реже посещать воскресную службу, а это уже чревато отлучением от причастия. Как быть?
Елена
Ответ священника:
Дорогая Елена, с праздником Пятидесятницы!
Конечно же, у каждого священника есть свой пастырский опыт и личный совет священника, я думаю, куда более индивидуален, чем общий ответ, который может дать священник, отвечая на письмо совершенно незнакомого человека.
Но, всё же, я никак не могу согласиться со словами священника о том, что следующее причащение Святых Христовых Таин без посещения вечернего богослужения будет Вам во осуждение. Если батюшка считает, что лично для Вас посещение вечером службы — обязательное условие для Причастия, тогда почему именно со следующего раза, что произойдет на следующий раз? Почему сегодня ещё можно, а завтра (условно говоря) — уже нельзя?
Я разделяю тревогу священников о том, что постепенно уходит традиция посещения храма накануне воскресных и праздничных дней. Но это обусловлено не леностью прихожан, а изменением ритма жизни. Не каждый человек, работающий даже 5 дней в неделю, может и субботу и воскресенье уделять посещению храма — человеку ещё нужен и отдых. Редкий священник не имеет выходных, пускай и в будние дни, а когда отдыхать работающим прихожанам?!
Другое дело, что подготовка ко причащению требует соблюдения молитвенного правила.
Конечно же, очень хорошо, когда христианин находит возможность присутствовать и молиться во время всего суточного круга богослужения, которое имеет своей вершиной Божественную литургию. Да, так должно быть, но так получается не у всех.
Судя по тому, что Вы пишете, Вы примерно исполняете большинство предписаний Церкви: соблюдаете посты и молитвенное правило. Но не всегда есть возможность посещать храм накануне воскресенья и праздников. Думаю, что это и надо объяснить священнику. Сказать, что такое посещение храма зачастую невозможно по причине ритма работы.
И ещё меня напрягло в Вашем письме то, что за непосещение храма Вас могут отлучить от Причастия. Какая-то странная строгость. Если Вас отлучат от Причастия за непосещение храма (не за то, что Вы не долгое время — месяц или более не были в храме, а за то, что пропустили одно или два воскресенья), тогда надо задуматься о смене прихода, какая-то это уже нездравая позиция священника.
Впрочем, искренне надеюсь, что я что-то неправильно понял и излишней строгости у вас на приходе нет, а священник, прислушавшись к Вашим доводам, предложит компромисс. Например, вместо посещения храма накануне Причастия, прочитывать богослужение по каноннику или же заменять это чтение Иисусовой молитвой.
Храни Вас Господь!