Христос и Библия в современном искусстве: 9 ярких работ биеннале христоцентричного искусства

Христос и Библия в современном искусстве: 9 ярких работ биеннале христоцентричного искусства

Приблизительное время чтения: 5 мин.

С 15 марта 2021 года в Москве на территории Черниговского Патриаршего подворья проходит биеннале христоцентричного искусства. Председатель его жюри — митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев). Здесь собраны работы современных художников: иконы, гравюры, картины, мозаики, скульптуры и другие арт-объекты, которые доказывают, что христианское искусство — это не только изображения в византийском стиле. «Фома» побывал на биеннале и коротко рассказывает о 10 работах, которые запомнились больше всего.

Христос и Библия в современном искусстве: 9 ярких работ биеннале христоцентричного искусства

Филипп Давыдов, «Христос в темнице». Старое дерево, горячая энкаустика, арматура, 2020.

Образ Христа в темнице был написан как образ нашего времени: узакониваемой неправды и не-свободы, внешней и внутренней, принимающей все более угрожающие масштабы.

Христос и Библия в современном искусстве: 9 ярких работ биеннале христоцентричного искусства

Альберт Солтанов, «Плач Иеремии». Холст, масло, 2003.

«Плач Иеремии» — это не только художественное осмысление страдания пророка по поводу конкретного исторического события — разрушения Иерусалима и пленения иудейского народа. Это — плач о душе, которая отходит от Господа, страдающей в своей разрушенности. А еще — это предупреждение, что если мы забываем Бога, ничего не останется, кроме развалин. Но людям свойственно не слушать пророков…  

Христос и Библия в современном искусстве: 9 ярких работ биеннале христоцентричного искусства

Олег Зон, «Спаситель “Истинная лоза”». Дерево, натуральные пигменты, 2020.

С XVIII века известен образ, на котором лоза произрастает из Спасителя, а одну из поспевших гроздей винограда Иисус Христос держит в руке, выжимая сок в чашу. Подпись гласит: «Пийте от нея вси… », прямо указывая на таинство причастия.

Христос и Библия в современном искусстве: 9 ярких работ биеннале христоцентричного искусства

Тодор Митрович (Сербия), «Призвание апостола Павла». Холст на фанере, гуашь, 2008.

Это иллюстрация события из книги Деяний святых апостолов — призвание Павла, которого до крещения звали Савл. Он был ревностным иудеем и гонителем христиан. Но все изменилось после явления Христа: «Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать» (Деян. 9:3-6).

Христос и Библия в современном искусстве: 9 ярких работ биеннале христоцентричного искусства

Ольга Шумова, «Прости им, Отец, не знают, что они творят». Фотография, золочение, 2020.

«Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк.23-34) — фраза, которую сказал Иисус Христос будучи распятым на кресте. 

Христос и Библия в современном искусстве: 9 ярких работ биеннале христоцентричного искусства

Каролина Сас, «Деяния 11:26». Холст, акрил, швейная машинка.

Название работы отправляет зрителя на поиски этого места Писания. Если работа действительно заинтересовала, то зритель превратится в читателя и скорее всего прочтет всю 11-ю главу, а значит цель была достигнута.

«Мне важно, чтобы мои работы обращали взор человека на Бога и Священное Писание, ведь порой мы не осознаем, какую великую книгу подарил нам Господь».   

Христос и Библия в современном искусстве: 9 ярких работ биеннале христоцентричного искусства

Ольга Шаламова, «Распятие Христово. Центральная часть страстного полиптиха». Дерево, левкас, яичная темпера. 2017-2019.

Христос изображен с открытыми глазами как победитель смерти. Выбран редкий для иконы горизонтальный формат, чтобы “лентой” развернуть повествование. 

Христос и Библия в современном искусстве: 9 ярких работ биеннале христоцентричного искусства

Ирина Златоустовская, «Пьета». Железо, масло, 2017.   

Христос и Библия в современном искусстве: 9 ярких работ биеннале христоцентричного искусства

Алексей Дьяконов, «Из серии “Божественный мрак”». Лайтбокс, смешанная техника: холст, металл, акрил, графит, купершлак, свет, 2020.

Божественный Мрак — это неприступный Свет, в котором, как сказано в Писании, пребывает Бог. Значит, божественный мрак — это Свет, но Свет несозерцаемый и неприступный для человека. Бог есть Свет.

Адрес выставки: Москва, Черниговский переулок 6/1, стр 3 (здание просфорни на территории храма Михаила и Фёдора Черниговских). Для посещения нужно зарегистрироваться на сайте биеннале.

Фотографии Владимира Ештокина

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (17 голосов, средняя: 4,82 из 5)
Загрузка...
12 июня 2021
Поделиться:

  • Денис
    Денис1 месяц назадОтветить

    Кузнецов Михаил, в вашем изложении термин биеннале ещё более специфичен, а значит тем более нуждается в разъяснении для аудитории далекой от "современного" искусства. Это на будущее...

    • Кузнецов Михаил
      Кузнецов Михаил1 месяц назадОтветить

      А при чем тут современное искусство? Учитывая, что моё изложение попунктно повторяет словарное изложение.

  • Денис
    Денис1 месяц назадОтветить

    Кузнецов Михаил, я смотрел перевод, переводится как выставка. Если это биеннале одним словом даже не перевести, то зачем вовсе употреблять этот англицизм в подзаголовке на русском православном портале?

    • Кузнецов Михаил
      Кузнецов Михаил1 месяц назадОтветить

      Интересно, где Вы смотрели перевод, если биенна́ле происходит от латинских bis «дважды» и annuus «год». Биеннале называют выставку, фестиваль или творческий конкурс, который проходит раз в два года. То есть не один раз прошло и больше никогда не будет, а планируется проходить в дальнейшем, много-много раз. Эдакий выставочный сериал. И это не только не англицизм, но и устоявшийся международный термин с двухсотлетней историей, не имеющий под собой никакой идеологической подоплеки. В данном конкретном случае это не выставка, а целый фестиваль, который продолжался полгода на нескольких площадках, и включал в себя не только собственно выставочную часть. Так что нет совершенно ничего удивительного в том, что в заголовке (равно как и в названии самого мероприятия) написали именно "биеннале", а не "художественный фестиваль, который в следуюший раз пройдет в 2023 году".

  • Денис
    Денис1 месяц назадОтветить

    Какие то слишком вычурные, натужные, изломанные произведения упадочного "искусства".

  • Денис
    Денис1 месяц назадОтветить

    Зачем писать "биеннале", если можно написать понятное без перевода выставка?

    • Кузнецов Михаил
      Кузнецов Михаил1 месяц назадОтветить

      Затем что "биеннале" - это не просто "выставка".