14 августа 2021 года храму Живоначальной Троицы в подмосковном городе Троицк передали копию иконы «Троица Ветхозаветная», которая по своей композиции повторяет известный образ работы преподобного Андрея Рублева.
Церемонию передачи образа храму Троицка возглавили помощник Президента России, председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский и Патриарший викарий, настоятель храма Живоначальной Троицы митрополит Феогност, сообщает сайт РВИО.
– Часто бывают плохие отношения [между музеями и храмами] – кто у кого отберет икону, спрячет. А здесь в Троицке сложилась хорошая традиция [передачи икон]. Наша общая задача – сохранять русские ценности, и только сообща мы сможем работать над этим нашим общим делом, – сказал Владимир Мединский.
Как пояснила, в свою очередь, главный хранитель Музея им. Андрея Рублева Оксана Смирнова, храму подарена копия иконы, оригинал которой находится в экспозиции музея.
– Икона происходит из Дивногорской обители, она была вывезена экспедицией нашего музея из закрытого храма в 60-е годы XX века, и все эти годы она находится у нас, – добавила Оксана Смирнова.
Главный хранитель Музея им. Андрея Рублева напомнила, что в храме Живоначальной Троицы долгое время находилась копия иконы Андрея Рублева «Троица», также из собрания музея.
– На той иконе – живые краски, и ей потребовалась помощь реставраторов. Но мы не могли оставить храм без такого значительного образа, и было принято решение сделать копию, но уже другой иконы, показать другой вариант «Троицы», где иконописец, следуя традициям преподобного Андрея Рублева, немного иначе решает этот образ, наполняет его новыми символами, – объяснила Оксана Смирнова.
Композиция переданной храму Троицка иконы «Троица Ветхозаветная» во многом повторяет известный образ кисти преподобного Андрея Рублева, созданный около 1409-1425 годов как храмовый образ Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря.
Ангелы изображены сидящими за трапезой, приготовленной для них Авраамом, и благославляющими ее. Слева – дом Авраама, справа – гора, на ее склоне – Мамврийский дуб. У каждого ангела в руках жезл, украшенный жемчужинами.
В колорите иконы присутствуют признаки среднерусской художественной культуры. В ней преобладают голубые, лиловые и зеленые цвета. Пропорции фигур с укороченной нижней частью так же характерны для некоторых произведений второй половины – конца XV века.