
Вопрос читателя:
Здравствуйте. Должна ли православная женщина стараться не ходить к гинекологу мужчине? Является ли грехом обнажаться перед ним? Я сходила, но меня мучают сомнения, могла ли я. Спаси Господи.
Анастасия
Отвечает иерей Евгений Мурзин:
Добрый день! Уважаемая Анастасия, никакого греха тут нет! Гинеколог - врач. Такой же специалист, как и все остальные, и если это хороший доктор, почему нет? Вы ведь идете к нему за медицинской помощью, и он вас воспринимает все-таки как пациента. Так же как и хирург, когда делает операцию, видит перед собой именно пациента, неважно, мужчина это или женщина, а и на операции человек ведь лежит без одежды. Так что не беспокойтесь понапрасну. Храни Бог!
Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.
На заставке фрагмент фото Lynn Friedman
Вы учились в медецинском? Изучали анатомию? От куда вы знаете, что мужчина-гинеколог относится к каждой из сотен приходящих к нему женщин как похотливый самец, и выбрал эту профессию потому, что он похотливая зараза, а не по какой-либо другой причине? Если женщине не комфортно и у нее есть выбор, к кому идти - это понятно. Но обвинять любого попядочного врача в том, что он извращенец - это какая-то жесть, а не православие.
У нас в меде на хирургии общая раздевалка. Для парней и девушек. И поверьте - на сколько я знаю, ни один парень не старается разглядеть женские прелести, и ни одна девушка не старается выказать их напоказ. Потому что мы ЛЮДИ, а не блудливая скотина, потому что у человека есть мозг и он может адекватно воспринимать окружающих (можете мне не верить и говорить, что мужики при виде женщины теряют всякое самообладание и становятся скотами).
И после того, как ты насмотрелся на мертвые тела на анатоми - можно смотреть на окружающих без дикого полового влечения.
Не соглашусь с Евгением. Многие другие священнослужители говорят об обратном, называя это грехом. О недопустимости обнажения тела можно встретить в житиях таких святых, как Антоний Великий, Пахомий, Аммоний, Серапион и прочих. Позиция Евгения мне не понятна и на чем она основана? На том что главное не факт обнажения, а мотивы мужчины перед которым обнажается женщина? Тогда можно и проституток считать без греха, ведь она раздевается не по своей похоти, а потому что ей нужна материальная помощь от её клиентов, это её работа, на которую она содержит себя и свою семью. Но ведь это не так. Нет никаких исключений, когда женщине разрешенено раздеваться перед чужим мужчиной, нельзя ни для получения материальных выгод, ни для медицинской помощи. А грешны как раз таки и мужчины, пришедшие на такую сугубо женскую специальность. Многие священники не благославляют их работу, как и работу проституткой. Не должно быть врачей гинекологов мужского пола. Они не только помогают своим пациенткам, но и разрушают многие полноценные семьи. Знаю много историй как после посещения женой такого врача, муж либо уходил из семьи, либо отношения сильно портились и муж переставал уважать свою жену как женщину. Можно сколько угодно убеждать мужей,приводя нелепые доводы "за" это отвратительное явление как мужчина-гинеколог, но от этого любящим мужчинам не легче после таких "лечений". Они всё равно чувствуют измену и чужого мужчину, в любом цвете халата. Знания женских органов не лишает мужчину мужских инстинктов и тем более не лишает пола. Только озабоченные и распущенные, либо очень глупые женщины могут верить в бесполость таких врачей. Но это всё не оправдания. Так что выбор всегда за женщиной, либо грязь либо чистота.
Юлия , откуда в ваших мозгах взялся весь тот бред, который вы написали ?)
Юлия, я понимаю ваше смущение, но и женщиы-гинекологи встречаются, к сожалению, грубые, невоспитанные ... Поведение врачей-мужчин, которое вы описываете - это просто непрофессиональное поведение, нарушение профессиональной этики и нормальных человеческих приличий.
Хорошо, когда есть выбор и можно обратиться ко врачу своего пола. А если нет? Нельзя рисковать жизнью своей и своего ребенка. А то, по такой логике, мужчинам нельзя ходить к женщинам-урологам и следует отказываться от операции в этой сфере, если хирург - женщина.
Православный взгляд на мужчин-гинекологов
В данной статье я хочу поднять достаточно интимную, но очень актуальную тему, по которой, к сожалению, Русская Православная Церковь не выработала единой позиции. Многих как воцерковленных, так и далёких от церкви женщин смущает, что гинекологами в наше время работают мужчины. И у порядочных девушек и верных жён возникает закономерный вопрос: «Как можно пойти на прием к мужчине-гинекологу?! Разве это не греховно и мерзко?». Ведь обнаженное тело женщины может видеть только её муж. В Библии написано, что тело жены принадлежит не ей, а мужу, а тело мужа принадлежит не ему, а жене (1-е Коринфянам 7:2-5). На церковных и нецерковных форумах идут обсуждения этой темы, и многие женщины пишут, что мужчины-гинекологи – это ужасно, и они ни за что бы не пошли к ним на приём, а те, кто были на таком приёме, чувствовали себя после этого изнасилованными, осквернёнными, униженными и духовно опустошёнными.
Большинство православных священников, к которым я обращалась с вопросом: «Греховно ли женщине идти на приём к мужчине-гинекологу?», либо просто без объяснений отмахивались от неудобной темы, либо говорили, что тут греха и соблазна нет, что врач – это уже не мужчина, так как в силу своей профессии он автоматически становится бесполым существом. Но, слава Богу, не все православное духовенство разделило такое мнение. Были те священники, кто сказал, что посещение мужчины-гинеколога вредит целомудрию женщины и является греховным, и они никогда не благословили бы православного молодого человека идти учиться на эту женскую профессию.
Другие священники утверждали, что всё зависит от отношения к данному вопросу самой женщины. Если она считает это греховным, то это и греховно, а если – нет, то и греха тут нет. По такой логике, выходит, что грех – понятие субъективное и зависит от отношения к нему согрешающего. Получается, что это не грех есть мясо в пост, если ты к нему относишься не как к мясу, а как к хлебу. Выходит, что и изменить – не грех, если изменяющий не считает это грехом. Действительно, очень удобная позиция для самооправдания. Некоторые священники обосновывали, что это не грех в силу того, что в Библии напрямую это грехом не названо. Но в Библии не названы напрямую, т.е. дословно многие современные грехи. Например, употребление наркотиков, курение, аборты, хакерство и т.п. И если в Библии о чем-то не сказано прямо, то надо исходить из Духа Евангелия, святоотеческих писаний и закона совести, а они говорят о необходимости хранения целомудрия. Давайте разберёмся в этом вопросе по порядку.
Во-первых, мужчина-врач не перестаёт быть мужчиной со всеми вытекающими последствиями. Он так же возбуждается при виде обнаженной женщины, а особенно от прикосновений к её интимным частям тела. Только великие святые после многих лет аскезы, воздержания и борьбы с блудной страстью становились бесстрастными и ангелоподобными, но и они бы не посмели прикасаться к детородным органам женщины. Наивно думать, что мирские грешные люди, надевая белый халат, сразу становятся бесстрастными и теряют пол. Святые отцы говорили, что плоти своей можно доверить только тогда, когда она уляжется в гроб. И если даже великие подвижники согрешали блудной страстью, и некоторые современные священники соблазняются роскошью и впадают в блуд, то что говорить о простых мирянах?! Кроме того, на различных форумах можно встретить много откровений о том, как врач-гинеколог и пациентка испытывали друг к другу сексуальное влечение.
Во-вторых, Евангелие учит христиан хранить себя от всего, что может создать опасность для нарушения целомудрия, духовной и телесной чистоты. Прошу прощения за необходимые подробности, но разве может девушка на приёме у врача-мужчины, обнажаясь и раздвигая ноги перед ним в гинекологическом кресле, позволяя ему лезть рукой в свои половые органы, сохранить телесную и духовную чистоту?! Разве на душу не влияет то, что происходит с телом?! Ведь блудная страсть именно через тело умертвляет душу.
Христос сказал: «А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». Христос и святые Православной Церкви говорили о том, что телесное влияет на духовное и призывали хранить себя от блудных помыслов и нечистого взгляда, не то что от блудных прикосновений. Преподобный Амвросий предупреждал: «Остерегайся осязания… оно возбуждает страсть и непристойные движения, нехорошо и очень вредно…». Преподобный Ефрем Сирин говорит, что истинно целомудр тот, кто не только всё тело хранит от блуда, но когда каждый телесный член (например, руки, глаза) соблюдает целомудрие, и его душевные помышления не входят в сочетание с порочными мыслями. Святые по чувству христианского целомудрия стыдились собственной наготы даже перед самими собой. О недопустимости обнажения тела можно встретить в житиях таких святых, как Антоний Великий, Пахомий, Аммоний, Серапион и прочих. Как видим, люди, будучи уже святыми, во-первых, рассудительно подходили к брани с естеством, и, во-вторых, имели святое чувство стыда перед Богом и людьми. Грешно и подумать, что Пресвятая Богородица и святые жёны могли бы позволить себе обнажиться перед врачом-мужчиной. А христиане должны брать пример со святых. Естественный стыд не даст истинной христианке пойти к мужчине-гинекологу. Хранящая свою честь девушка или верная жена никогда не позволит мужчине в белом халате дотрагиваться до своих интимных мест.
В-третьих, как может порядочный и нормальный мужчина пойти работать на такую сугубо женскую интимную специальность? Вместо того чтобы заниматься мужской работой и защищать Родину, такие недомужчины находят себе применение в осмотре половых органов девушек и чужих жён. И скорее всего, гинекологами становятся именно похотливые мужчины, желая удовлетворять свои низменные страсти и имея какие-то отклонения и комплексы. А после такой «работы» они за рюмкой водки в мужской компании со смехом и сальными шуточками грязно смакуют интимные подробности своих пациенток. Психологи выяснили, что мужчины выбирают специальность гинеколога не случайно. Гинекологов-мужчин можно разделить на две категории. Первые — это неуверенные в себе люди, которые с помощью близости к женщинам, надеются поправить свою личную жизнь: «а вдруг и мне что-то перепадёт». Вторая категория – это, наоборот, мужчины, сексуально озабоченные Дон Жуаны, привыкшие к беспорядочным половым связям.
В исламских странах к данному вопросу относятся намного строже, чем в России. Так в Иране мужчин-гинекологов в медицинских вузах не обучают в принципе, если там и работают мужчины, то уже дряхлые старцы старшего поколения, дорабатывающие на пенсии. Женщин в этой стране лечат строго женщины, а мужчин – строго мужчины.
Если обратиться к опыту наших предков, то русские традиции и Домострой, существовавшие на Руси, сохраняли правильное представление о том, что врачам-мужчинам заниматься акушерством не пристало, и роды принимали повитухи. К помощи повитух прибегали вплоть до середины XX века. На повивальную бабку возлагались обязанности по оказанию медицинской помощи и уходу за беременной женщиной, приёме родов, а также по уходу за родившей женщиной и новорожденным. Кстати, до начала ХХ века в роддомах рожали лишь женщины, у которых не было возможности родить дома — по бедности или потому, что ребенок был незаконнорожденным. Большинство женщин рожало дома, приглашая к себе повивальную бабку. Итак, опыт наших православных предков говорит, что мужчина-гинеколог – это дикость и извращение.
В-четвертых, известно множество случаев, когда обращение женщин к мужчинам-гинекологам приводило к тяжким духовным ранам, нравственному падению, психологическим травмам и разрушению семей. На светских форумах активно обсуждается эта тема и можно прочесть большое количество историй из реальной жизни.
Например, одна женщина, которой ложно поставили диагноз «внематочная беременность», пишет: «…В отделении меня встретили два мужчины-гинеколога.… Сначала один долго смотрел меня на стуле – после него я чувствовала себя изнасилованной ротой солдат. Потом пришел другой – сделал мне УЗИ, не увидел там ровным счетом ничего, потом тоже смотрел меня на кресле. «Ты такая загорелая – где-то отдыхала?» — попутно спрашивал он меня».
Вот что пишет другая женщина о своём первом вагинальном осмотре у мужчины-гинеколога: «Я не могу отделаться от ощущения, что моё тело, особенно его самые интимные зоны, отняли у меня. Этот хирург и сексуально озабоченный врач-ординатор оба оценивали мою лобковую зону. Сейчас вид моих гениталий находится в их сознании. Я чувствую, что моя женственность теряется и чувствую, что они довольны тем, что забрали её у меня».
Другие женщины на разных форумах пишут следующее:
— «…Я продолжаю помнить мой первый гинекологический осмотр. Мне было только 17, врач мужского пола с силой раздвинул мне колени, и как я могла не исполнить его команды, его приказы и раздвинула ноги. Я чувствую себя изнасилованной».
— «Ненавижу мужиков-гинекологов. Фу! Как вспомню, так вздрогну! Последний раз как раз был в родах — поступила в роддом, дежурит в приёмном опять мужик. Так этот вообще какой-то больной!!! Прошу прощения за откровенные подробности: залезает к тебе внутрь, а сам при этом сальными глазами на тебя смотрит и голос такой мерзкий-мерзкий заигрывающий делает и не отделаешься же, раскрытие смотрит. Фу, мерзость!».
— «…Я услышала, как друг – гинеколог неуважительно отзывался о своих пациентках, смаковал пикантные подробности, насмехался… Это стало для меня уроком. Пойти в эту профессию может только несостоятельный тип, или тип с отклонениями».
И таких жизненных историй много. Кроме того, я знаю случаи, когда мужья, узнавая о том, что их жены были на приёме у мужчин-гинекологов, воспринимали это как измену, испытывали к ним после этого брезгливость и разводились, браки рушились, и дети оставались без полноценной семьи. Так же из-за того, что в роддомах принимают роды мужчины-гинекологи, некоторые беременные женщины решают рожать в домашних условиях. Ведь неизвестно, кто будет принимать роды в дежурной бригаде, а чтобы иметь гарантии, что роды будут принимать женщины, часто требуется заключать договор на платной основе. А если домашние роды приведут к осложнениям и серьёзному ухудшению здоровья мамы и ребёнка, то вина за это, в первую очередь, ляжет на мужчин, выбравших профессию гинеколога.
Из вышесказанного отчетливо видно, что вред от того, что современные мужчины работают гинекологами, огромен. И если женщина идёт к ним на приём и на лечение, то она причиняет непоправимый вред себе, своей душе, своему мужу и своим детям. И даже в случае тяжелой болезни духовное должно оставаться выше телесного. Но когда женщины откажутся от услуг мужчин-гинекологов, то эти недомужчины из-за невостребованности сами исчезнут из этой сугубо женской профессии. И тогда не будет такой ситуации, когда на одну поликлинику маленького городка приходится всего один гинеколог-мужчина, и у женщин нет выбора. Но женщина по закону имеет право на выбор врача (ст. 21 федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» №323-ФЗ от 21.11.2011 г.). У нее есть право отказаться от услуг врача по любому поводу, в том числе и подобному, и её должны направить к другому врачу-женщине. Достаточно просто сказать об этом в регистратуре или в стационаре при оформлении, если же откажут, то следует написать заявление о смене врача на имя заведующего отделением или главврача женской консультации.
Надеюсь, что моя статья поможет женщинам в деле хранения своей чести, целомудрия, нравственности и верности. Так же надеюсь, что те священники, которые особо не разобравшись в сути вопроса, легкомысленно говорили своим прихожанкам, что ничего плохого и греховного в посещении гинеколога-мужчины нет, задумаются над этой важной проблемой и с помощью Божией изменят своё мнение. Призываю всех читателей помолиться об этом, чтобы Господь помиловал и вразумил нас грешных.