Идеал взаимоотношений Церкви и государства – симфония - в истории России случался неоднократно, однако на непродолжительные периоды, считают участники круглого стола «Государство и Церковь: от Древней Руси к Российской Федерации», прошедшего 14 октября в Москве.
В рамках круглого стола в Российском институте стратегических исследований (РИСИ) прошла также презентация книги его ведущего, историка и писателя Дмитрия Володихина «Великие люди Русской Церкви».
Партия книг была вручена руководителю Миссионерского центра при Синодальном миссионерском отделе Александру Люльке в качестве учебных пособий для учащихся центра.
В круглом столе приняли участие политолог Владислава Филянова, историки Глеб Елисеев и Александр Музафаров, историк и философ Аркадий Малер.
Открывая встречу, Дмитрий Володихин высказал свое личное мнение, что «иногда, периодами Церкви и государству удавалось достигнуть такого (симфонического – ред.) сотрудничества и взаимодействия».
Он привел в пример несколько этапов в истории страны, когда взаимоотношения между светской властью и Православной Церковью были наиболее гармоничными. Так, по его мнению, это было в правление святого князя Владимира (Х в.), в правления святого князя Андрея Боголюбского в Северо-Восточной Руси – Владимиро-Суздальском княжестве (середина XIII в.), в правление великого князя Василия III и митрополита Даниила (XVI в.), а также в эпоху митрополита Макария (XVI в.) и первого патриарха Иова (кон. XVI – нач. XVII вв.).
Также, по словам Дмитрия Володихина, частичная симфония была и при патриархе Иоакиме в XVII веке, и при последнем русском царе святом страстотерпце Николае II в конце XIX – начале ХХ веков.
В тоже время, по словам историка, симфония во все эпохи «оставалась идеалом труднодостижимым, но при некотором усилии государства и Церкви, при взаимно направленном стремлении к тому, чтобы это состояние установить, порой удавалось его установить».
А вот в Советскую эпоху, как бы этого ни хотелось некоторым нашим соотечественникам, ни о какой симфонии говорить не приходится – ее просто не было, уверен Дмитрий Володихин.
Говоря о современной России, историк заметил, что «симфония возможна при взаимном уважении компетенций», когда «государство не лезет в управление Церковью, а Церковь не пытается навязать государству что-то ему несвойственное».
Со своей стороны, Владислава Филянова отметила, что говорить о симфонии между светской властью и Церковью можно, если видеть ту роль, которую последняя играет в жизни государства.
Политолог напомнила, что «и Россию, и Францию, и США, и другие государства создавали именно религиозные люди».
- Соответственно, историческую Россию, с ее ценностями, менталитетом, экономико-политической спецификой создало именно православие, - подчеркнула она, заметив, что «догматическая основа» государства – это не пустой звук.
Констатировав, что симфония «подразумевает сотворчество человека и Бога, государства и Христовой Церкви, где государство ставит своей целью служение истине и ее защиту», Владислава Филянова привела в пример Балканы, в частности Сербию, где даже сегодня светская власть и Церковь едины во многих сферах жизни.
Историк Глеб Елисеев, вцелом согласившись с периодизацией симфонии государства и Церкви в России, предложенной Дмитрием Володихиным, о современности заметил:
- Пока здесь может быть можно надеяться на маленькое чудо. Все-таки наше государство, в основе своей, является светским, является в своих основах либеральным конструктом.
По его мнению, если сегодня в Церкви, может быть, и есть люди, готовые к такому симфоническому единению, то относительно представителей власти, историк выразил свои сомнения.
Причина этого, по словам Глеба Елисеева, в том, что не только отдельные представители власти, но, к сожалению, и широкая общественность «плохо понимают, что такое православие, что сделала и делает Церковь для истории России и как вообще это можно совместить».
Аркадий Малер, со своей стороны, заметил, что говоря о возможной симфонии между Церковью и государством, стоит помнить, что это «два отдельных субъекта, два отдельных института». Однако при этом он подчеркнул, что любая попытка создать в стране идеологию, основанную не на православии, «всегда будет обречена на провал».
Историк обосновал это тем, что православие – это религия, которая существует в России уже более тысячи лет и на сегодня Русская Православная Церковь - «единственная централизованная, нерасчлененная структура на всем пространстве бывшего СССР и бывшей Российской империи».
Аркадий Малер констатировал, что если смотреть на современную Россию, как на защитницу всемирной православной цивилизации, то с этой точки зрения Церковь может сближаться с властью и использовать власть как ресурс, «и ничего плохого в этом нет, иначе зачем Сам Господь нам это государство попустил».
В завершение беседы, Александр Музафаров поставил вопрос – симфония – это состояние или система?
По его мнению, симфония это именно состояние, имеющее определенные уровни и первый из них - это личность, каждый конкретный человек. Соответственно, выстраивая гармонию в самом себе, можно прийти к тому, что и государство и Церковь, состоящие из людей, смогут достичь определенного единения во взаимоотношениях.
Фото Сергея Милова