Действительно ли крещение без погружения?

Вопрос читателя:

В нашей стране существует огромное количество людей, которые были крещены обливательным, а не погружательным крещением. Многие христиане пребывают в смущении относительно действительности своего духовного рождения. Конечно, можно сказать, что условий для погружательного крещения в большинстве приходов (особенно городских) не создано, ведь, действительно, желающих много, а условий нет. Надо как-то выходить из положения…
Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) писал: «К глубокому огорчению моему, узнаю, что доныне, несмотря на повторные указания мои, таинство крещения совершается некоторыми священниками чрез обливание… 50-е Апостольское правило очень строго подходит к этому Таинству».
Исходя из этого можно сделать вывод, что обливательное крещение крещением не является или является неполным. И человек, согласно каноническим правилам, также не может принять священный сан, будучи крещен обливательно.
Помогите разобраться! Ведь это вопрос жизни и смерти. Если я крещен обливательно, то могу оказаться без благодати и спасения?

Дмитрий

 

Отвечает иерей Петр Гурьянов:

иерей Петр ГурьяновДобрый вечер Дмитрий! Далеко не во всех храмах есть возможность устроить купель для крещения или выехать на водоем. История знает сотни тысяч людей, крещенных обливанием. Все они осуждены? Среди них есть и те, кто причислен к лику святых! Лично моё мнение — от количества воды не может зависеть Таинство крещения. Очень важно знать всю историю Церкви, как и в какие времена совершалось то или иное чинопоследование, без этого знания мы обязательно впадем в ошибку. Поэтому живите абсолютно спокойно, вы совершенно крещенный человек, следует отметить, что никакого «перекрещивания» в принципе не существует, ибо «Верую во едино Крещение».
Вы в качестве аргумента приводите 50-е апостольское правило, которое «повелевает извергать из сана тех пресвитеров и епископов, которые не крестят в три погружения». Однако в оригинале это правило звучит так: «Аще кто, епископ, или пресвитер, совершит не три погружения единого тайнодействия, но едино погружение, даемое в смерть Господню: да будет извержен». Т. е. данное правило направлено против различных ересей первого периода христианской истории. В частности, речь идет об аномейской (или евномианской) секте, в которой «крещение» совершалось не «во имя Отца и Сына и Святого Духа», а только «в смерть Христову». Согласитесь, здесь речь идет несколько об ином. 7-е правило II Вселенского Собора и 95-е правило VI Вселенского Собора, приводимые нашими оппонентами, также говорят о принятии еретиков, а вовсе не об обрядовых тонкостях чинопоследования Таинства Крещения.

Из древних монашеских патериков мы знаем, что в аравийских или египетских пустынях за неимением воды крестили песком! Вы только подумайте! И никто из святых отцов не гнал этих христиан «перекрещиваться полным погружением» в воде. Из житий древних мучеников нам известно, что многие из них «крестились кровью», т. е. формально вообще не проходили Таинство Крещения, но их исповедание Христа в жутких муках даже до смерти само по себе было для них Крещением. Неужели «ревнители» потребуют деканонизации всех этих святых? Благоразумный разбойник не был крещен в воде, но был возведен в рай.

Неужели для Таинства Крещения самым главным условием является отнюдь не благочестивое желание крещаемого, не знание веры, не его раскаянье, не чистота его устремлений, а то — в каком процентном соотношении его тело соприкоснулось со святой водой? Весь смысл Нового Завета и состоит в переходе от мертвящей буквы ветхозаветной к Духу Жизни. Обрядоверие отвергнуто нашей Церковью, как заблуждение. Если у человека нет рук, то, как ему осенить себя крестным знамением? Это невозможно! Получается, что он потерян для вечности? Конечно, нет! Такой «обрядоверческий» подход не имеет никакого отношения к Православному учению о Таинствах. В Ветхозаветной Церкви именно фарисейство, т. е. исполнение чисто внешних обрядов при забвении цели, ради которой были установлены эти требования, привело к отвержению Самого Спасителя. Помоги вам Бог.

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

На заставке фрагмент фото Lynda Giddens

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (13 votes, average: 4,69 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Екатерина
    Июль 8, 2018 18:00

    Меня тоже покрестили, в не полное погружение, но я верю в Бога, главное вера

  • Лариса
    Апрель 12, 2018 22:21

    Я тоже крещена обливанием.И я ничего не чувствую.После Крещения 2 месяца проваляла дурака.Не знала ни утренней ,ни вечерней молитв.Не знала даже,что это есть-Причащение.Я бывшая мусульманка.Хожу в церковь.Правда после исповеди начинаю плакать.После Причащения внутри пусто.Я ничего не чувствую.И хочу принятьповторное крещение ,полным погружением.Сейчас то уж 100 % уверена в своей вере во Христа,и молитвы читаю и стараюсь избавиться от своих грехов.Но крещеной себя не чувствую.

  • Ника
    Февраль 18, 2018 17:06

    В 90х всех тольео брызгали и документ давался, что крещен. Правда имя сам вписывал: народы бвло оооочень много. У меня сомнений даже нет, я согласна с этим священником

  • АРТУР
    Декабрь 3, 2017 12:04

    Так трудно ЧЕЛОВЕКА ПО КРЕСТИТЬ ЕСЛИ НЕ КРЕЩЕН в три погружения.Александр можно найти здравого священника попросить его крестить в три погружения ,если не крещен …..

  • Александр
    Ноябрь 12, 2017 15:10

    Так я об этом и написал; то что меня просто окропили — пол беды. Но в пять лет у меня не могло быть никакой веры — ее и не было. Петр пишет: «Неужели для Таинства Крещения самым главным условием является отнюдь не благочестивое желание крещаемого, не знание веры, не его раскаянье, не чистота его устремлений, а то – в каком процентном соотношении его тело соприкоснулось со святой водой?» В моем случае не было ни желания, не чистоты устремлений, ни прочего. Именно это меня беспокоит, а не количество воды. Я написал вопрос через форму на сайте, но к сожалению ответа так и не получил.

    • Редакция
      Ноябрь 13, 2017 15:52

      Уважаемый Александр, через наш сайт идет очень большой поток вопросов священникам. Ожидание ответа может занять достаточно длительно время, к сожалению.

  • Александр
    Ноябрь 11, 2017 22:44

    Очень прошу ответить мне на вопрос. Меня крестили в пять лет путем обливания. Я был хоть и маленький, но всё помню. Я даже не раздевался. Священник только нагнул меня в купель и намочил лицо три раза. Естественно никакой веры в то время у меня не было равно как и понимания происходящего момента не говоря уже о покаянии и др. Из вашего ответа я понял, что главное — это вера и т.д. Это ясно и я с этим сошласен. Получается, что мое крещение в детстве не действительно: меня только «умыли» святой водой и все. Без веры это не действительно. Очень прошу ответить на мой вопрос: действительно ли мое крещение. Извините за сумбур. Это очень важно для меня.

    • Редакция
      Ноябрь 12, 2017 11:26

      Александр, в ответе на вопрос отец Петр ответил: «Лично моё мнение — от количества воды не может зависеть Таинство крещения.»
      Если вы все же хотите что-то уточнить у священника именно про свою ситуацию, задайте свой вопрос через форму, ссылка указана в тексте.

  • Александр
    Октябрь 23, 2017 9:37

    мой комментарий не будет опубликован?

  • Александр
    Октябрь 22, 2017 16:43

    Крещенного песком потом погружали троекратно

  • Александр
    Октябрь 22, 2017 16:36

    Вот что рассказал нам авва Палладий, а он сам слышал от одного из отцов, по имени Андрей, с которым и нам пришлось беседовать. Когда я был молод, — рассказывал Андрей, — я вел себя беспорядочно. Началась брань и беспорядки — и вот я, вместе с девятью другими, бежали в Палестину. Впрочем один из них был человек трудолюбивый, а другой — еврей. В пустыне — еврей ослаб до полного изнеможения, и все мы пали духом, не зная, как нам с ним быть. Однако мы не бросили его, но каждый по мере сил своих нес его на себе. Хотели мы донести его до города или до пристани, чтобы не дать ему умереть в пустыне. Но юноша от голода и палящей жажды, от сильнейшей лихорадки и страшного утомления близок был к смерти… У него не было сил и на то, чтобы несли его другие… Тогда, пролив над ним слезы, мы решились оставить его в пустыне… Страх напал на нас, как бы и самим не умереть от жажды. Мы со слезами положили его на песке… Увидав, что мы собираемся уйти от него, он начал заклинать нас:
       — Во имя Бога, грядущего судить живых и мертвых, не дайте мне умереть иудеем… Я желаю быть христианином… Сделайте милость, окрестите меня, чтобы мне христианином окончить мою жизнь и отойти ко Господу…
       — Брат, — сказали мы ему, — увы, нам этого сделать нельзя: мы — миряне, а это дело — епископов и священников. Да и воды здесь негде взять…
       Но он неотступно со слезами заклинал нас:
       — Христиане, не лишите меня этого дара… Мы были в величайшем затруднении.
       Тогда упомянутый выше трудолюбивый человек, как бы вдохновленный свыше, говорит нам:
       — Поднимите его и разденьте!
       С большим трудом поставив его на ноги, мы сняли с него одежду. Трудолюбец, наполнив свои руки песком, три раза посыпал еврею на голову, говоря: «Крещается раб Божий Феодор во имя Отца, и Сына, и Св. Духа». А мы на каждое призывание святой, единосущной и поклоняемой Троицы возглашали: «Аминь!» И — клянусь Господом, братие, — Христос, Сын Бога Живого, исцелил и так укрепил немощного, что в нем не осталось ни малейшего признака слабости. Напротив, — он в добром здоровье, с воспрянувшими силами, бодро пошел впереди нас по пустыне. Придя в Аскалон, мы рассказали все, что произошло с братом на пути, епископу города блаженному Дионисию. Святой муж, выслушав рассказ, был поражен необыкновенным знамением. Однако, собрав весь свой клир, предложил дело ему на обсуждение: следует ли считать действительным крещение, совершенное чрез посыпание песком, или нет? Одни отвечали утвердительно, указывая на поразительное знамение, другие утверждали противоположное.
       — Григорий Богослов, — говорили, — исчисляет все образы крещения, а именно: крещение Моисеево — в воде, а раньше — в облаке и в море, затем — крещение Иоанново, которое, впрочем, уже не было иудейским, потому что состояло не в одном погружении в воду, но сопровождалось покаянием, далее — крещение Иисуса — Духом Святым, и это совершенный образ крещения. Знаю и четвертый образ крещения — исповедничеством и кровию. Есть еще и пятый — слезами … Какой же образ крещения был совершен над юношей, чтобы мы могли утвердить его? В особенности — вспомним слова Господа к Никодиму: «аще кто не родится водою и Духом, не может внити в Царствие» небесное» (Иоан.3:5).
       — Так что ж? — возражали другие. — Ведь, не писано об апостолах, что они крещены. Ужели они не войдут в царствие небесное?
       — Нет! — отвечали на это. — Апостолы крещены, как говорит об этом Климент Строматевт в пятом томе своих «Гипотипоз». Изъясняя слово апостола «Благодарю Бога, что никого из вас не крестил», он говорит: «Христос, говорят, крестил одного Петра, Петр — Андрея, Андрей — Иакова и Иоанна, а эти — остальных».
       Вот что и много другого было высказано. Блаженный епископ Дионисий решил — послать брата на св. Иордан и там крестить его. А того трудолюбца рукоположить во диакона.

  • наталия
    Октябрь 3, 2017 3:12

    И куда же вы удаляете наши коментарии? Второй раз вводим и все ошибка…. Странно.

    • Редакция
      Октябрь 3, 2017 11:32

      Наталия, все комментарии на сайте не появляются сразу, так как проходят премодерацию. Посмотрите — сейчас ваши комментарии опубликованы.

  • наталия
    Октябрь 3, 2017 3:10

    Очень жаль, что Ваш журнал поместил акое вольное толкование апосольского правила о Крещении, да ещё из уст священника. Люди сейчас неплохо информированны, и кто искренне интересуется, найдут большое несоответствие между его частным мнением и позицией солпов Церкви по этому вопросу. Устрроить крещальню и купель в наше время не проблема, даже в сельском приходе, а уж в соборах и храмах, богато изукрашеных, сам Бог велел, да и распоряжения были. » В каждом строящемся храме должен быть баптистерий( купель)». Зачем лишать людей полноты Таинства и духовной радости? Жаль священника, который сам этого не испытал и другим путь загораживает. Помоги , Господи, ему и подобным «богословам», не закостенеть в заблуждении. «Лжецы не должны думать, что никто не замечает их лжи». Слова рус. философа И. Ильина

    • Редакция
      Октябрь 3, 2017 11:33

      Наталия, и мы очень рекомендуем в подобных вопросах прислушиваться к мнению опытного священника.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.