Вопрос читателя:

В нашей стране существует огромное количество людей, которые были крещены обливательным, а не погружательным крещением. Многие христиане пребывают в смущении относительно действительности своего духовного рождения. Конечно, можно сказать, что условий для погружательного крещения в большинстве приходов (особенно городских) не создано, ведь, действительно, желающих много, а условий нет. Надо как-то выходить из положения...
Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) писал: «К глубокому огорчению моему, узнаю, что доныне, несмотря на повторные указания мои, таинство крещения совершается некоторыми священниками чрез обливание... 50-е Апостольское правило очень строго подходит к этому Таинству".
Исходя из этого можно сделать вывод, что обливательное крещение крещением не является или является неполным. И человек, согласно каноническим правилам, также не может принять священный сан, будучи крещен обливательно.
Помогите разобраться! Ведь это вопрос жизни и смерти. Если я крещен обливательно, то могу оказаться без благодати и спасения?

Дмитрий

 

Отвечает иерей Петр Гурьянов:

иерей Петр ГурьяновДобрый вечер Дмитрий! Далеко не во всех храмах есть возможность устроить купель для крещения или выехать на водоем. История знает сотни тысяч людей, крещенных обливанием. Все они осуждены? Среди них есть и те, кто причислен к лику святых! Лично моё мнение - от количества воды не может зависеть Таинство крещения. Очень важно знать всю историю Церкви, как и в какие времена совершалось то или иное чинопоследование, без этого знания мы обязательно впадем в ошибку. Поэтому живите абсолютно спокойно, вы совершенно крещенный человек, следует отметить, что никакого «перекрещивания» в принципе не существует, ибо «Верую во едино Крещение».
Вы в качестве аргумента приводите 50-е апостольское правило, которое «повелевает извергать из сана тех пресвитеров и епископов, которые не крестят в три погружения». Однако в оригинале это правило звучит так: «Аще кто, епископ, или пресвитер, совершит не три погружения единого тайнодействия, но едино погружение, даемое в смерть Господню: да будет извержен». Т. е. данное правило направлено против различных ересей первого периода христианской истории. В частности, речь идет об аномейской (или евномианской) секте, в которой «крещение» совершалось не «во имя Отца и Сына и Святого Духа», а только «в смерть Христову». Согласитесь, здесь речь идет несколько об ином. 7-е правило II Вселенского Собора и 95-е правило VI Вселенского Собора, приводимые нашими оппонентами, также говорят о принятии еретиков, а вовсе не об обрядовых тонкостях чинопоследования Таинства Крещения.

Из древних монашеских патериков мы знаем, что в аравийских или египетских пустынях за неимением воды крестили песком! Вы только подумайте! И никто из святых отцов не гнал этих христиан «перекрещиваться полным погружением» в воде. Из житий древних мучеников нам известно, что многие из них «крестились кровью», т. е. формально вообще не проходили Таинство Крещения, но их исповедание Христа в жутких муках даже до смерти само по себе было для них Крещением. Неужели «ревнители» потребуют деканонизации всех этих святых? Благоразумный разбойник не был крещен в воде, но был возведен в рай.

Неужели для Таинства Крещения самым главным условием является отнюдь не благочестивое желание крещаемого, не знание веры, не его раскаянье, не чистота его устремлений, а то - в каком процентном соотношении его тело соприкоснулось со святой водой? Весь смысл Нового Завета и состоит в переходе от мертвящей буквы ветхозаветной к Духу Жизни. Обрядоверие отвергнуто нашей Церковью, как заблуждение. Если у человека нет рук, то, как ему осенить себя крестным знамением? Это невозможно! Получается, что он потерян для вечности? Конечно, нет! Такой «обрядоверческий» подход не имеет никакого отношения к Православному учению о Таинствах. В Ветхозаветной Церкви именно фарисейство, т. е. исполнение чисто внешних обрядов при забвении цели, ради которой были установлены эти требования, привело к отвержению Самого Спасителя. Помоги вам Бог.

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

На заставке фрагмент фото Lynda Giddens

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
19
1
Сохранить
Поделиться: