Вопрос читателя:
Добрый день! Поясните, пожалуйста, фрагмент из Книги Судей 11: 30-40. Непонятно следующее.
1. С одной стороны, у израильтян в то время не было человеческих жертвоприношений. И это можно понимать, что дочь просто осталась девицей.
2. С другой стороны, в опровержение п.1, почему "… и вознесу сие на всесожжение"? Эти слова, в контексте того времени, явно говорят о реальном жертвоприношении. К тому же, Иеффай не мог знать кто выйдет на встречу ему. Это могла быть замужняя женщина, мужчина или даже ягненок. Т.е. девичество здесь не рассматривается. К тому же "дочери Израилевы ходили оплакивать дочь", а не девичество её.
3. С третьей стороны, в опровержение п.2. Он сказал "ЧТО выйдет… и вознесу СИЕ". Так говорят явно о не одухотворенном предмете. Иначе бы он сказал "кто" и "того".
Т.е. ни то, ни другое...
Спасибо. Жду ответа. Мне это важно.
Алексей
Отвечает протодиакон Сергий Епифанцев, преподаватель православной гимназии:
Алексей, здравствуйте! Спасибо вам за вопрос! Да, вы правы, толкователи Священного Писания действительно имеют разные точки зрения по поводу этого эпизода из книги Судей.
Напомним нашим читателям, что судьи израильские были символическими авторитетами и народными лидерами. Но они не были правителями в государственном смысле — у них не было ни регулярной армии ни аппарата исполнительной власти. Среди судей есть и пророк Самуил, и женщина Девора, и Иеффай — атаман группы беглых и безземельных людей. И вот этот самый Иеффай, девятый судья израильский, совершает опрометчивый и греховный поступок: перед началом битвы с аммонитянами он обещает Богу «вознести... на всесожжение» то, что «выйдет из ворот дома... навстречу». Человеческие жертвоприношения были запрещены законом Моисеевым категорически и безусловно. Поэтому, вероятнее всего, принося обет, он имел ввиду домашних животных, которые в те времена часто жили с человеком под одной крышей.
Однако первой вышла к Иеффаю его незамужняя дочь, которая хотела поздравить отца с победой. В ужасе он «разодрал одежду свою и сказал: ах, дочь моя! ты сразила меня; и ты в числе нарушителей покоя моего! я отверз о тебе уста мои пред Господом и не могу отречься» (Книга Судей 11:35). Девушка, имя которой не указано в книге, спокойно приняла свою участь, попросив два месяца для оплакивания своего девства.
Одни толкователи говорят, что Иеффай принес в жертву её девство и посвятил её на служение Богу при скинии Завета, другие же утверждают, что он совершил человеческое жертвоприношение и убил собственную дочь. Выражение «оплакать девство» напоминает о том, что в ветхозаветные времена браку придавалось большое значение, а умереть бездетным считалось знаком неблаговоления Божия.
Если принять второй вариант, то Иеффай совершил грех, решив, что нарушит закон, предписывавший безусловно исполнять обеты данные Богу. Грех этот заключался в том, что такое исполнение и такой обет сами по себе были чудовищным нарушением божественного закона. А судия считает в этом случае свое слово важнее, чем слово Божие. Можно встретить также комментарии о том, что борьба Иеффая с ефремлянами и непродолжительность его пребывания в качестве судьи были наказанием Божиим за то, что он принес в жертву свою дочь.
Я приведу две святоотеческие цитаты , которые по-разному трактуют этот эпизод. Если вам, Алексей, вопрос этот действительно важен, вы сможете найти эти тексты полностью, они есть в свободном доступе.
Св. Иоанн Златоуст: «...я знаю, что из-за этой жертвы многие из неверующих обвиняют нас в жестокости и бесчеловечии, но я бы сказал, что попущение этой жертвы есть доказательство великой попечительности и человеколюбия и что Бог не воспрепятствовал этому закланию, заботясь о нашем роде. Ведь если после той молитвы и обета Он воспрепятствовал бы жертве, многие и после Иеффая, в надежде, что Бог не примет, стали бы делать множество таких обетов и постепенно таким путем дошли бы до детоубийства. Но теперь, попустив совершиться ему на деле, Он отвел от него все последующие поколения. И в знак того, что это правда, после заклания дочери Иеффая, дабы это событие было вечно вспоминаемо и несчастье не предалось забвению, у иудеев стало законом, чтобы девы, сходясь в определенное время, сорок дней оплакивали совершенное убийство и, возобновляя этим плачем память о жертве, вразумляли всех потомков и научали, что это произошло не по воле Божией. Иначе Бог и не попустил бы девам скорбеть и плакать. И то, что мои слова не догадка, показали последующие события. Ибо после этой жертвы уже никто не давал подобного обета Богу. Поэтому Он не воспрепятствовал этой жертве, а ту, которую Сам заповедал, − жертву Исаака, − остановил, чтобы показать тем и другим, что Он не услаждается такими жертвами».
Св. Филарет Московский: «Кажется… исполнение его (обета) жестоким и противным закону Божию. Но для предупреждения всякого невыгодного суждения о Иеффае и о его обете должно заметить:.. из той же книги Судей можно заключить, что Иеффай не принес свою дочь во всесожжение, что противно было Закону Божию, а только посвятил на служение Богу, с тем, чтобы она всю жизнь пребывала девой - и сотвори на ней обет свой, им же обещася; и сия не позна мужа».
Пусть вас не смущает то, что у святых отцов и толкователей есть разные точки зрения на библейский сюжет. Благоговейное изучение Священного Писания показывает нам, что знания, которые необходимы для нашего спасения, всегда ясны и однозначны. Но есть и человеческий фактор, и особенности переводов, и непонимание исторического контекста и особенностей жизни в разные времена. Поэтому в части исторических сведений вполне законно может существовать несколько мнений. Но в одном согласны все комментаторы: во все времена существования человечества Богу была неугодна смерть человека, которая не была частью Его замысла о нас и вошла в мир посредством греха.
Храни Вас Господь!
Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.
Если вы хотите оперативно читать новые ответы в нашей рубрике, подписывайтесь на Telegram-канал "Вопросы священнику"
На заставке: Дочь Иеффаи, Эдгар Дега, 1960 (фрагмент)