Вопрос читателя:
Здравствуйте!
Я хотел бы задать вопрос, который, если его выразить в двух словах, будет звучать так: «Что делать, если жажда веры есть, а веры нет?» Чтобы вопрос был более конкретным, я напишу краткую «историю болезни».
Я человек молодой (мне нет 30), в бытовом смысле вполне счастливый: у меня есть работа, деньги, здоровье, здравый смысл, хорошая жена, два ребенка, увлечения. Жаловаться не на что.
Однако лет 10 назад я впервые прочитал «Преступление и наказание» Фёдора Достоевского (недавняя дата его 200-летнего юбилея вызывает у меня некий трепет), и с той поры в голове моей появился интерес к православной вере и вере вообще, который постепенно сформировался в главную мою личную проблему: интерес есть, симпатия к вере есть, а сама вера не приходит.
Чтобы как-то углубить этот интерес и реализовать его до полноценной веры, я делал следующее:
* много читал и изучал. Не только художественную литературу, но и Священное Писание, и комментарии к нему, и лекции, и обсуждения, духовные книги, «Фому» тоже. В багаже есть немало знаний о непосредственно религии;
* 5-6 лет проработал в православной добровольческой организации, трудился и там и плотно общался с полнокровными верующими и священниками;
* посещал разные храмы, был на богослужениях;
* по совету одного священника пошёл на просветительские курсы по основам веры и закончил их;
* общался на тему своего неверия и с православными священниками, и со знакомыми протестантами, писал священникам свои вопросы в онлайн-передачах;
* регулярно и осознанно ходил на исповедь несколько месяцев;
* молился как своими словами, так и готовыми текстами, но небольшими («Царю небесный», «Отче наш»),
и я уже не знаю, что мне можно сделать ещё.
Но, понимаете, в сердце у меня вообще ноль веры; мне уже кажется, что у меня, как говорили о Толстом, нет органа, которым верят. И в моей жизни тупик: по ходу этих исканий я вполне удовлетворил все свои относительно примитивные, «волчьи» потребности (деньги, квартира, семья), но если смотреть глубже, то в груди моей дыра, и я не знаю, как её заполнить. И я когда думаю о том, что мне вообще делать в жизни, и размышляю о семье, карьере, добровольчестве, учении, увлечениях, друзьях — у меня мысль всё время возвращается к этой дыре. Пока она не заполнена, всё остальное не имеет серьёзного смысла. И моё положение почти комическое: я, с одной стороны, уже почти не вижу смысла что-то искать (потому что моей личной веры так и нет), а с другой стороны, не вижу смысла переставать об этом думать (потому что эта вера прекрасна).
Я, впрочем, не чувствую в себе никакого серьёзного страдания, обиды на Бога или экзистенциального кризиса, то есть живу вполне себе хорошо и приятно. В разговорах со священниками во мне не выявилось каких-то превратных представлений о вере (например, магизма), которые бы мне мешали. И я не скажу, что я эмоционально бесчувственный: я и природу люблю, и птичек, и к людям хорошо отношусь, над эпилогом «Братьев Карамазовых» реву всегда, когда читаю, поэзию люблю, то есть я вполне адекватный и обычный человек. Но я боюсь, что вся жизнь пройдёт, как эти 10 лет, в бесконечном процессе какого-то вялого искания без результата.
С этим вопросом, с которым вам пишу, я подходил к другим священникам и верующим, спрашивал «Что делать?». И либо то, что мне советовали, приводило к нулевым результатам (чтение определенной книги, просветительские курсы, участие в богослужении), либо долгий разговор упирался в то, что моя проблема для меня и других людей неразрешима, мои усилия в этом вопросе мало что значат, и мне нужно просить Бога напрямую о благодати, которой у меня пока нет. Разговор заканчивался обещаниями, что за меня будут молиться, и мы с собеседником трогательно расставались. И я сам молюсь о том, чтобы Бог помог моему неверию, и хоть огня у меня из-за неверия нет на то, чтобы молиться Богу ежедневно, но я молюсь об этом на протяжении достаточно долгого времени (начал ещё 8 лет назад), но, опять же, результата нет. Мне также говорили, что раз я так долго ищу и думаю об этом, то я по сути уже верующий (потому что я же якобы имею некоторое интуитивное представление о Том, Кого я ищу, иначе бы не искал), но такое рассуждение меня не убеждает и кажется логической уловкой, хоть и красивой.
В разговорах с верующими я также слышал очень много аргументов в пользу того, что Бог есть, и Христос это Богочеловек, но ни на один из этих аргументов нельзя было бы придумать контраргумент по некоторому размышлению. Я знаю, например, что у верующих людей есть некоторая религиозная «очевидность», о которой писал Иван Ильин, и что Антоний Сурожский в детстве ощутил, что Христос стоит за его спиной, пока он читал Евангелие от Матфея, и Серафим Роуз как-то ощутил то, что только в православном храме он чувствует себя как дома, и от знакомых священников и мирян я слышал свидетельство о вот такой «очевидности», которая у них есть, а у меня нет. У меня пока есть только куча контраргументов.
И поэтому теперь пишу вам, тем более что «Фому» я читаю достаточно долго, и значит, редакция журнала частично ответственна за беспорядок в моей голове (это я так шучу, конечно).
Письмо моё долгое, но я осознанно пишу долго: пытаюсь описать моё состояние более-менее рельефно. На личных встречах со священниками я говорил вслух и наверняка много нюансов упустил; может быть, вы, имея моё письмо на руках, дадите совет, как мне жить? Что мне делать вообще? Может, между строк тут видима какая-нибудь моя проблема?
Под «верой» я подразумеваю уверенность в невидимом, то есть уверенность в том, что Бог есть, и душа бессмертна.
Да, я молюсь, хоть и преимущественно своими словами.
Алексей
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Здравствуйте, дорогой Алексей!
Вы знаете, Вы не один такой человек, кто ищет веру, и мне кажется по Вашему и другим письмам, что, возможно (простите, если я неправ) дело обстоит так, что Вы нарисовали себе некий образ того, что такое вера, и ищете реализацию этого образа, а реальной жизни и не видите. Например, точно так же можно бы было нарисовать образ идеальной жены, семьи, работы, и все искать и искать его и не находить, потому что, вроде, вот женщина, да, но чего-то в ней не хватает. Вроде, и делает она все, что женщины делают, а все же что-то не то. И где же эта идеальная женщина? Но Вы ведь так не делали, и слава Богу! Вы встретили конкретную девушку, женились на ней и с ней живете в счастливом браке. Вы также не ищете некоторую идеальную работы, а работаете там, где можете и где у Вас получается, и хорошо получается! И детей Вы не ищете идеальных, а воспитываете своих, тех, которые есть, и думаю, что и отец Вы хороший. Понимаете, да, к чему я это говорю?
Бывает так, что мысль у человека как-то так завернется, что он ищет то, не знаю что. Веру ищет. Но ее не надо так вот искать, потому что все равно словами ни Вы, ни я, ни кто либо другой не опишет ее так, что Вы сверитесь с описанием и скажете: о, точно, это вера, я нашел!
Что тут можно сделать? Вы молодец, что столько всего узнали, это Вам плюс безусловный и это база.
Теперь давайте Вы попробуете все стратегии своих исканий отбросить и сделать вот что (возможно, я тут повторю то же, что говорили другие священники, но это и логично, потому что вариантов действий не так уж и много и веками они проверены):
Вы будете ежедневно читать утренние и вечерние молитвы, прямо правило, целиком. Это Ваше общение с Богом, заодно проникнетесь как следует логикой того, о чем нужно просить, отцы не зря тексты молитв составляли, а Церковь их приняла.
Через неделю - две Вы к этому добавите чтение по главе в день Евангелия и двух глав Апостола. Толкования Вы знаете, так что на них времени тратить не придется, просто читайте как молитву, будете таким образом с Богом общаться – через чтение истории о том, как Он жил на земле, и как начиналась Церковь.
Так как, в общем, Вы человек православный, Вы будете евангельские принципы реализовывать в своей жизни. Если кратко – жить по любви и другим не делать того, чего себе не хотите. Это пусть будет у Вас девиз.
В воскресенье приходите помолиться на литургии. Каждую неделю. Детей с собой можете брать, жена захочет – пусть тоже идет, нет – не надо ее насильно вести. Содержание и структуру литургии, я так понимаю, Вы знаете, так что Вам это должно быть просто.
Раз в месяц – исповедь и причастие. Исповедь – на всякий случай - не просто перечисление неправильного, что Вы сделали, но реально таинство покаяния: с чем Вы в себе боретесь – о том и говорите, продолжая это неправильное внутри себя искоренять. Это будет Ваша духовная борьба, настоящая такая, реальная, именно в Вашей жизни.
Дальше посмотрите. Эти все советы о чем? О том, чтобы жить по вере, в соответствии с христианскими принципами. Поживите так хотя бы год. Вот так вот классически, регулярно и методично в церковной и духовной жизни. Храни Господь!