Бог на самом деле всемогущий? Не могу понять парадокс о создании камня

Бог на самом деле всемогущий? Не могу понять парадокс о создании камня

Вопрос читателя:

Бог на самом деле всемогущий? Уверен вы слышали высказывание: может ли Бог создать камень, который не сможет поднять? Всемогущее существо может сотворить всё, что угодно, даже такой камень. И раз для Него нет ничего невозможного, то поднять Он тоже может всё, что угодно. Получается, Бог может поднять камень, который не может поднять. Я не понимаю, как выйти из этого противоречия, очень хочу разобраться

Кирилл

Отвечает иерей Сергий Савенков:

Здравствуйте, Кирилл!

Вопрос, который вас волнует, занимает умы людей на протяжении многих сотен лет, философы называют это — парадокс всемогущества. Есть разные варианты таких парадоксов: может ли Бог отрицать Самого Себя, может ли Бог создать треугольник сумма углов которого меньше 180 градусов, может ли Бог создать тюрьму, из которой не сможет выбраться, и так далее. Все эти вопросы объединяет то, что они построены по законам формальной логики, а значит по законам людей, но Бог не подчиняется законам тварного мира: времени, пространства и, в том числе, и логики.

Об этом хорошо знали мистики — люди, которые на своём опыте познали Бога. Одним из них был автор так называемых «Ареопагитик», или псевдо-Дионисий, труды которого стали известны в начале VI века. Несмотря на то, что авторство этого текста так и не установлено, его богословская чистота давно не вызывает ни у кого сомнения. В сочинении «О таинственном Богословии» псевдо-Дионисий пишет: «И если ты, мой возлюбленный Тимофей, ревностно стремишься приобщиться к созерцанию мистических видений, то устранись от деятельности и чувств своих, и разума, и от всего чувственновоспринимаемого, и от всего умопостигаемого, и от всего сущего, и от всего не сущего, дабы в меру своих сил устремиться к сверхъестественному единению с Тем, Кто превосходит любую сущность и любое ведение, поскольку только будучи свободным и независимым от всего, только совершенно отказавшись и от себя самого, и от всего сущего, то есть все отстранив и от всего освободившись, ты сможешь воспарить к сверхъестественному сиянию Божественного Мрака» (Дионисий Ареопагит / [Пер. с греч. и вступ. ст. Г.М. Прохорова]. Толкования / Максим Исповедник. - СПб. : Алетейя, 2002. - 863 с. (Византийская библиотека : ВБ : Источники))

Чтобы нам приблизится к пониманию этого текста я приведу комментарий на этот отрывок великого Богослова XX века Владимира Лосского: «Дионисий различает возможность двух богословских путей: один есть путь утверждения (богословие катафатическое или положительное), другой — путь отрицания (богословие апофатическое или отрицательное). Первый ведет нас к некоторому знанию о Боге, — это путь несовершенный; второй приводит нас к полному незнанию, — это путь совершенный и единственно по своей природе подобающий Непознаваемому, ибо всякое познание имеет своим объектом то, что существует, Бог же вне пределов всего существующего. Чтобы приблизиться к Нему, надо отвергнуть все, что ниже Его, то есть все существующее. Если, видя Бога, мы познаем то, что видим, то не Бога самого по себе мы видим, а нечто умопостижимое, нечто Ему низлежащее. Только путем неведения можно познать Того, Кто превыше всех возможных объектов познания. Идя путем отрицания, мы подымаемся от низших ступеней бытия до его вершин, постепенно отстраняя все, что может быть познано, чтобы в мраке полного неведения приблизиться к Неведомому. Ибо, подобно тому, как свет — в особенности свет обильный — рассеивает мрак, так и знание вещей тварных — в особенности же знание излишнее — уничтожает незнание, которое и есть единственный путь постижения Бога в Нем Самом» (Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. / Владимир Лосский; пер. с фр. В.А. Рещиковой. 2-е изд., испр. и перераб. СТСЛ, 2012.). Иными словами Бог принципиально непознаваем человеческим умом и никакие наши определения и понятия к Нему не приложимы. И гораздо лучше не умствовать о Боге, а познавать Его в молитве и Таинствах Церкви.

В заключении напомню известную мысль: Бог уже создал такой «камень» — это человек. Мы обладаем свободой воли и действия которые дарованы нам Богом. Он позволяет нам выбирать и принимать решения, хотя мы продолжаем говорить, — «Всё происходит по воле Божией». Клайв Степлз Льюис в своей книге «Проблема боли» пробует разрешить этот парадокс, вот что он пишет: «Нет предела Его власти. Вы, например, заявите: «Бог может дать существу свободную волю и в то же время Бог может отнять у него свободную волю», но этим вам вообще ничего не удастся сказать о Боге. Бессмысленное сочетание слов не приобретёт вдруг значения лишь от того, что мы добавим в него пару «Бог может». <…> Предпринять два взаимоисключающих действия для Бога не проще, чем для слабейшего из его творений; но не потому, что его власть наталкивается на препятствие, а потому, что чепуха остаётся чепухой, даже когда мы говорим её о Боге»

Мир Вам и радость от Господа!

Задать вопрос
Задать вопрос священнику

    Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail — ответ придет вам на почту.

    P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.

    Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.

    Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (22 голосов, средняя: 4,55 из 5)
    Загрузка...
    2 марта 2021
    Поделиться:

    • Александр
      Александр4 дня назадОтветить

      Бог всемогущ, т.е. Он может все без исключений, а иначе Он тогда и не Бог. А если Он не Бог, Который создал все из ничего, то тогда вселенная произошла от "взрыва"- а это есть ересь. А раз так, то вселенную создал Бог (со всем, что в ней есть); а раз так, то и в этой, созданной Им вселенной, Он тоже все может (без исключения); а раз так, то и создать такой камень Он тоже может. Просто Церковь, похоже, не знает ответа о том, как Он это может? Но, верующему христианину не очень-то и нужно знать, как Истинный Бог это может; нам куда важнее знать и главное верить, что Он это может и ни сколько в этом не сомневаться.

    • Анатолий
      Анатолий6 дней назадОтветить

      Никакой это не парадокс,а неверное условие задачи, где одно условие исключает другое или противоположно первому. Некорректное условие задачи, только и всего.Просто глупость!Но это придумано злобствующими безбожниками,чтобы поставить под сомнение всемогущество Бога.

    • Алексей
      Алексей1 неделя назадОтветить

      Обхватив неподъемный камень и уперевштсь в землю земля отодвинется от камня и получается что относительно земли камень поднят.Все относительно.

    • Александр
      Александр1 неделя назадОтветить

      На парадоксальный вопрос должен быть парадоксальный ответ:
      Прежде чем создать мир Бог установил физические законы, по которым мир должен существовать. Бог всемогущ, но Он не должен нарушать закон, им же данный, иначе Ему не будет веры!
      Следовательно Бог в состоянии создать означенный камень, но он не может этого сделать, не нарушив Закон, а стало быть, и не будет создавать такой камень.

    • Александр
      Александр3 недели назадОтветить

      По-моему, тут честно надо сказать: мы не знаем, как разрешить этот парадокс. Но штука тут в том, что это и не страшно. Мы многого не знаем о Боге, но мы знаем достаточно, чтобы верить. Иными словами, умножение незнания не должно поколебать нашу веру, потому что то, что нам явлено в Библии - достаточно, чтобы поверить и удержать веру до конца жизни.

      А парадоксы - это, действительно, логические конструкции этого света, и там, где Господь, они , возможно, вообще не применимы.

      Главное - верить.

    • Олег
      Олег3 недели назадОтветить

      Может ли в принципе существовать камень который Бог бы не смог поднять? Можно ли создать то, существование чего в принципе невозможно?

    • Ева
      Ева1 месяц назадОтветить

      Хотелось бы посоветовать вспомнить детскую сказку о Кащее Бессмертном.
      Когда умирал Кащей рушилось все его царство... Люди привыкли к своей форме(к своему собственному телу). Ну а Творец имеет столько форм, сколько видит и не видит человеческий взгляд.
      Таким образом и "Неподъемный камень" и "тот кто может его поднять" по сути разные формы одной сущности...
      Как в детской сказке и замок Кащея и гуманоидная форма Кащея есть одна но большая чем человеческое тело "сущность".
      Отсюда имена "я Сущий"."Я Есмь".
      И по необходимости может сформироваться новая Форма.

    • Олег Киръ
      Олег Киръ1 месяц назадОтветить

      Здесь все примитивно. Мы при разговоре пользуемся как языком, так и метаязыком (слова о словах). их перепутывание и ведет к ситуации вроде "Брадобрей" или "камень Бога". азы для студента первого курса.

    • Владимир
      Владимир1 месяц назадОтветить

      Здравствуйте, уважаемый Сергий Савенков .
      Полагаю, что на вопрос Кирилла, лучше ответить по научному, например так:
      Бог может всё, что возможно сделать в принципе, т.е. теоретически.
      А что теоретически сделать невозможно, то невозможно и для Бога.
      Что касается камня, который невозможно поднять, то они уже созданы.
      Это каменные метеориты и астероиды летающие в космосе.
      Слово "поднять" применимо только на то, что лежит на какой ни будь поверхности,
      например, камень на поверхности Земли.
      А астероиды не лежат ни на какой поверхности: они в космосе летают,
      а значит, поднять его невозможно даже для Бога.
      Так что правильный ответ – «Бог может создать такой камень».

    • Денис
      Денис1 месяц назадОтветить

      Читатель, Большая Вселенная состоит из доменов (один из них наша Вселенная) с разными законами природы. Поэтому один и тот же камень имеет разный вес в разных вселенных от бесконечного во вселенных с бесконечной силой притяжения вплоть до отрицательного там, где тела не притягиваются друг к другу, а отталкиваются друг от друга. Истинная проблема даже для Бога, как показывает практика - это творение с одной стороны созданий с полностью свободной волей, а с другой стороны склонение их к жизни по заповедям без нарушения этой свободы.

    Загрузить ещё