Здесь родились алфавит, нотная грамота, каменное колесо, плуг. Здесь появились первые монастыри и христианские общины, да и само слово «христианин» родом из Сирии — так последователи Христа начали называть себя в сирийском городе Антиохия.
Позже Антиохия стала настоящей колыбелью христианского богословия. Одним из основателей Антиохийской богословской школы был величайший учитель Церкви святитель Иоанн Златоуст. Из Антиохийской Церкви вышли преподобный Иларион Великий — основатель монашества в Палестине, преподобные Симеон Столпник, Дорофей Газский, Иоанн Мосх, а также святые подвижники, чьи имена сохранили принадлежность к сирийской культуре: преподобные Ефрем Сирин, Исаак Сирин, Иоанн Дамаскин и многие другие.
Наша эпоха — эпоха тяжелейших испытаний для христиан Сирии. Война, смерть, взрывы домов и храмов. Ежеминутное чувство угрозы. И одновременно — молитва, которая не прекращается даже в руинах сирийских святынь.
Сайедная — православный оазис Сирии, ее храмы и монастыри
Начиная с первого века, в естественных пещерах гор цепи Каламун начали селиться христиане, преследуемые римскими властями. В скалах вырубались склепы и церкви, позже начали появляться первые в мире православные монастыри.
С тех самых пор ни политические катаклизмы, ни приход завоевателей не смогли поколебать религиозный выбор местных жителей, которые вот уже около двух тысячелетий остаются христианами.
Самый известный монастырь Сирии, Рождества Пресвятой Богородицы, находится именно здесь, в Сайеднае. Он считается вторым по значимости местом православного паломничества на Ближнем Востоке после Храма Гроба Господня в Иерусалиме.
Главной монастырской святыней является Сайеданайская икона Божией Матери, называемая в Сирии Шагура (Прославленная).
Считается, что это одна из четырех икон, написанных евангелистом Лукой. Она хранится в отдельной часовне, перед входом в которую требуется снять обувь.
Икона почитается как мироточивая, но паломникам увидеть ее невозможно: доступ открыт только к ларцу, где она хранится. В Сайеднае есть ещё одна уникальная святыня. На ступенях монастыря в наше время проявился мироточащий лик Пресвятой Богородицы, место особого поклонения христиан и мусульман Сирии. Мусульмане Сирии почитают Иисуса как пророка, а Его Мать, как имеющую силу исцелять и чудотворить.
Настоятельницей монастыря является игуменья Феврония (Непхан), в монастыре подвизаются 33 монахини, действует сиротский приют для девочек и «православное медресе» (так здесь называют школу).
Сайеднайский монастырь Пресвятой Богородицы был в числе первых православных монастырей, подвергшихся бомбардировкам террористов.
Дом ангелов: Дейр Шерубим
Неподалеку от Сайеднаи, на самой высокой точке хребта Каламун, возник один из древнейших монастырей Сирии, Дейр Шерубим (херувимов — по-арамейски). Задолго до того как покажется монастырь, видна огромная статуя Христа Спасителя, возведенная при содействии Русской Православной Церкви, эта скульптура на несколько сантиметров больше знаменитой статуи Христа в Рио-де-Жанейро.
Первые монастырские здания появились на Шерубим еще в III веке при императоре Константине. До этого монахи жили в пещерах, некоторые их которых сохранились до нашего времени.
Кафоликон Трех Архангелов (главный соборный храм) монастыря восстановлен совсем недавно, с восьмидесятые годы прошлого века.
Во время боевых действий в 2013 и 2014 годах монастырь сильно пострадал, до сих пор его не начали восстанавливать, поскольку сохраняется опасность возобновления боевых действий.
Вместе с военными в Шерубим сейчас живет всего один монах по имени Нуля (Николай Ксери), удивительный человек, настоящий отшельник и молитвенник.
Дейр Мар-Джирджис в Сайеднае
Монастырь святого Георгия в Сайеднае молодой, он основан в 1995 году и ему всего 24 года, но само место, на котором он возведён, имеет большую историю: под надземной галереей находятся пещеры, в которых молились христиане первого века.
Пещеры доступны для паломников, братия монастыря периодически служит там молебны о прекращении войны и о мире.
Но самой большой «достопримечательностью» монастыря Мар-Джирджис в Сайеднае является, пожалуй, его настоятель, схиархимандрит Иоанн, опытный духовник монашествующих и сотен простых сирийцев, человек редкой судьбы и святой жизни…
Дейр Мар-Джирджис в Хумайре
Монастырь святого Георгия в Хумайре основан при императоре Юстиниане I в VI веке одновременно с монастырем Богородицы в Сайеднае. Здесь хранятся частички пояса святого Георгия, одного из самых почитаемых в Сирии святых, а еще сохранилась часовня, возраст которой 900 лет.
В обители хранится редкий документ, грамота, написанная куфическим письмом второго праведного халифа Омара (634–644), ограждающая обитель от произвола местных правителей и освобождающая ее от налогов. Тогда в этой местности христиане находились под особым покровительством правящих мусульман — но сегодня все очень сильно изменилось.
После боевых действий, развернувшихся в этих краях, когда террористы обосновались прямо напротив монастыря, захватив знаменитую крепость крестоносцев Крак-де-Шевалье, сюда постепенно возвращается жизнь. 14 сентября, в день памяти Георгия Победоносца, в монастырь стекаются тысячи верующих.
Сегодня в монастыре активно действуют православные летние лагеря. Мар-Джирджис Хумайра особенно любим Антиохийским Патриархом и считается его резиденцией, и это не случайно, ведь в своё время Иоанн Х (Язиджи) был настоятелем этого монастыря.
«Долина христиан» — Вади аль-Насара
Вади аль-Насара, или «Долина христиан», — это район в западной части Сирии, близкий границе с Ливаном.
На северо-западе Сирию отделяют от Малой Азии отроги Тавра, чуть южнее тянутся пологий хребет Ансария, на высшей точке которого (Наби-Юнис) установлена прекрасная скульптура Пресвятой Богородицы. Исторически эта территория связана с 200-летней историей крестовых походов и войн за обладание Святой Землей, однако во время современной войны Вади аль-Насара считается самым спокойным местом для проживания христиан.
Хомская митрополия
Хомская митрополия самая древняя, она основана во II веке, а христиане жили тут уже в I веке. Дорога апостолов в Рим пролегала через Хомс. Исторически Хомская митрополия имела большие связи с Русской Церковью: в церкви Сорока мучеников Севастийских, в которой в начале войны организовали свой штаб террористы-смертники, иконостас выполнен русскими мастерами, Российская империя помогала в устроении христианских школ, в которых учили и мусульман, и христиан, больниц, было построено 13 школ в деревнях, принадлежащих Хомской митрополии. Прежде чем покинуть церковь, исламисты устроили в ней пожар, чем причинили существенный ущерб уникальному убранству.
Митрополит Хомсский Георгий Абу-Захем рассказал, что именно Хомс стал центром революции в Сирии. В начале кризиса православных христиан тут было 140 тысяч человек, в самом городе — 100 тысяч, и 7 церквей. В старом городе, в историческом центре произошло наибольшее количество терактов, террористы делали всё возможное, чтобы христиане покинули свои дома.
Не было воды, электричества, связи. Еще в 1957 году в восточной части Хомса, где сейчас в основном живут христиане, специалисты обнаружили, что под домами существует целый лабиринт галерей, в которых христиане III века исполняли свои обряды. Именно в этих подземельях во время современного конфликта обосновались террористы, в результате христаин в городе практически не осталось.
Церковь и непосредственно владыка Георгий сыграли большую роль в деле освобождения города от террористов, именно через них осуществлялись миротворческие переговоры с бандформированиями и обмен пленными.
Перед тем как покинуть Хомс, террористы подожгли церковь святого Илиана, разбомбили церковь святого Георгия, подвергли кощунственным надругательствам могилы христиан близ здания епархии.
На сегодняшний день в Хомс вернулось всего 30 % христиан. Сейчас в епархии 23 священника и фактически все церкви восстановлены.
Дейр Мар-Ильяс под Хомсом
Монастырь Ильи пророка под Хомсом основан всего 230 лет назад и для Сирии считается молодым. С высокого плата, на котором расположен монастырь, открывается великолепный вид на Средиземное море и остров Арвад.
Сегодня в монастыре подвизаются шесть монахов. Во время войны монастырь не подвергался нападению, в нем был устроен центр сбора гуманитарной помощи, монахи и сестры милосердия принимали беженцев из многострадальной Мхарде, где за время конфликта пострадало более 20000 православных христиан.
Каждое воскресенье настоятель, иеромонах Паисий проводит духовные встречи с паствой под открытым небом — нередко под звуки очередной перестрелки где-то неподалеку.
Монастырь Успения пресвятой Богородицы в Блемане
Монастырь Успения Пресвятой Богородицы в Блемане – молодой монастырь Сирии, ему всего 30 лет. Он принадлежит к Лаодикийской митрополии, самой многочисленной в Сирии.
Дорога апостолов с Юга на Север проходила именно по этой местности, святые апостолы Петр и Павел, Андрей Первозванный были первыми, кто принес сюда весть о Христе.
Настоятельница Успенского монастыря — схимонахиня Макрина, ученица старца Паисия Святогорца.
Церковь никогда не закрывается, в ней непрестанно читают Псалтирь. Монастырь живет по одному из самых строгих афонских уставов.
Сестры несут всевозможные послушания, но именно рукоделие стало визитной карточкой женского монастыря в Блемане.
Маалюля
Название переводится с арамейского как «вход».
Это многострадальное место связано с житием первой христианской святой Фёклы Иконийской.
Находящийся здесь женский монастырь святой Фёклы (Дейр Мар-Такла) построен близ места, где сохранилась пещера святой, в которой она несла подвиг, скончалась и погребена.
В сентябре и декабре 2013 года Маалюля была захвачена боевиками.
Во время боевых действий город и монастырь сильно пострадали.
Во время декабрьского захвата в монастыре святой Фёклы был устроен погром, монахини монастыря похищены, и только в 2019 году насельницы обители смогли вернуться домой, начались службы.
Церковь Георгия Победоносца в Эзре
Городок Эзра, или античная Зорава, в византийскую эпоху был значительным религиозным центром с резиденцией епископа. В центре города находится уникальная церковь святого Георгия Победоносца (515 г.) — она является предшественницей и малой копией знаменитого собора Св. Софии в Стамбуле.
В 1899 году из-за сильного землетрясения был утрачен каменный купол церкви в Эзре, и русский царь Николай II великодушно подарил храму легкий деревянный купол, который украшает его своды и по сей день.
По одной из версий, в этом храме был похоронен Георгий Победоносец, но в 1208 году Ричард Львиное Сердце увез святые мощи в Рим, а после в Палестину. Говорят, что под спудом в храме остались палец и шлем святого Георгия. В 2010 году приехала комиссия из России, ученые посетили церковь, собирались проводить раскопки, но помешала война.
Из-за близости границы с Израилем бомбардировки города продолжаются и по сей день, количество жертв неумолимо растет. Наряду со «столицей» боевиков Раккой это наиболее нестабильный регион Сирии, но ничто не мешает настоятелю храма Георгия Победоносца в Эзре, смелому пастырю отцу Илие, каждое воскресенье совершать Божественную литургию, которая не прерывалась тут с самого начала войны.