Биографический балет о скандальной актрисе, ставшей сестрой милосердия, покажут в Москве

11 декабря 2012 года на новой сцене Государственного академического Большого театра в Москве состоится бенефис народной артистки России, балерины Илзе Лиепы, в рамках которого пройдет российская премьера балета «Клеопатра — Ида Рубинштейн» как продолжение знаменитых Дягилевских «Русских сезонов» начала ХХ века. 

- Дягилев когда-то вывез этот проект на запад, «пробил окно в Европу», прославил русскую хореографическую школу. Я решил, что надо вернуть «Русские сезоны» в Россию, хотя они и были сделаны для зарубежных гастролей, — рассказал Андрис Лиепа, который восстанавливает проект с 1990-ых годов.  

Так, за шестнадцать лет по фотографиям, дневникам, воспоминаниям артистов были воссозданы балеты «Синий Бог» А.Скрябина, «Жар-птица» И.Стравинского, «Тамар» М.Балакирева, «Шехерезада» Н.Римского-Корсакова, «Павильон Армиды» Н. Черепнина, «Послеполуденный отдых фавна» К.Дебюсси, «Болеро» М.Равеля.

- «Русские сезоны» когда-то совершили революцию в танце: соединили движение и мысль, Сейчас нам это кажется естественным, хотя есть, конечно, и изумительные спектакли, где можно увидеть танец ради самого танца, движение ради движения... Но мне всегда в этом искусстве было интересно, как мысль развивается и существует в движении, – добавил Андрис Лиепа.  

«Клеопатра — Ида Рубинштейн» представляет собой балет-фантазию, созданный по воспоминаниям о работе над ролью Клеопатры ее первой исполнительницы - Иды Рубинштейн.

Балерина была неординарной и скандально известной личностью: первая постановка с ее участием — «Саломея» по пьесе Оскара Уальда — была запрещена Синодом. Однако послевоенная жизнь Рубинштейн в корне отличается от ее молодости. После оккупации Франции, где жила актриса, она переехала в Лондон и работала сестрой милосердия в открытом на ее же деньги военном госпитале. По окончании войны вернулась во Францию, вскоре приняла католицизм, и последние годы жизни жила в уединении.

По одной из версий она стала монахиней. Перед смертью Ида Рубинштейн распорядилась похоронить себя тайно, а на могильной плите не ставить никаких дат, только инициалы: «I.R.»

Хореограф Венской государственной оперы, поставивший нынешнюю премьеру, Патрик де Бана признался, что эта работа дала ему возможность узнать и полюбить Россию.

Со своей стороны, о скрытом смысле любой постановки и данной премьеры в частности, балерина Илзе Лиепа заметила следующее:

- Очень мало тех хореографов, которые оставляют тебе пространство, где ты можешь размышлять, фантазировать, вкладывать туда часть своей души, своего мировоззрения, говорить о своем. А самое ценное, это как раз когда ты можешь в танце сказать о том, что волнует тебя лично. А что это — не стоит рассказывать на словах. Если зритель понимаем, о чем ты танцуешь, считывает твою мысль — это самая большая заслуга и для меня — самый большой подарок.

Часть билетов, по сложившейся традиции, будет передано в детский хоспис.

Ида Рубинштейн. Фото с сайта billyjane.tumblr.com

0
0
Сохранить
Поделиться: