Аскетика. Это слово пришло в христианство из древнегреческого спортивного мира и буквально означает «искусство упражнения». В христианском контексте аскетика – комплекс мер, упорядочивающих разные стороны монашеской жизни, с целью борьбы со страстями.
Подвижник. Корень это слова – «подвиг». Подвижник – человек, постоянно исполняющий те или иные аскетические действия, подвизающийся (то есть берущий на себя подвиг борьбы) против той или иной страсти.
Смирение. Ни одно другое слово не понимается нецерковными людьми так неверно, как это. Под смирением часто имеют в виду забитость, унижение, чувство вины, неумение и нежелание отстоять, где это необходимо, достоинство человека и христианина. А значение глагола «смирить» обычно понимают как синоним слова «унизить». Но в духовной жизни христианина ни одна другая добродетель не значит так много и, одновременно, не дается так трудно, как эта.
Смирение – это трезвое видение самого себя. Человека, у которого нет смирения, действительно можно сравнить с пьяным. Как тот находится в эйфории, думая, что «море по колено», не видит себя со стороны и поэтому бывает не в состоянии правильно оценить многие трудные ситуации, так и отсутствие смирения приводит к духовной эйфории – человек абсолютно не видит себя со стороны и не может адекватно оценить ситуацию, в которой он находится по отношению к Богу, людям и самому себе. Разделить смирение на эти три категории можно лишь условно, теоретически, для удобства восприятия, но по сути – это одно качество.
Смирение по отношению к Богу – это видение своих грехов, надежда только на Божие милосердие, но не на собственные заслуги, любовь к нему, соединенная с безропотным перенесением жизненных невзгод и трудностей. По отношению к другим людям – отсутствие гнева и раздражения даже на тех, кто, казалось бы, вполне заслуживает этого. Эта искренняя незлобивость основана на том, что Господь любит человека, с которым произошло разногласие, так же, как и тебя. Человек, обладающий смирением по отношению к самому себе, не смотрит за недостатками других, зато прекрасно видит собственные. Более того, в любом конфликте он винит только себя, и на любое обвинение или даже оскорбление в свой адрес такой человек готов происзнести искреннее «прости». Вся святоотеческая монашеская литература говорит о том, что без смирения не может быть совершено ни одно действительно доброе дело, а многие святые говорили, что можно не иметь никакой другой добродетели, кроме смирения, и все равно оказаться рядом с Богом.
Безусловно, то, о чем сказано – это идеал, но идеал, к которому должен постепенно идти каждый христианин, а не только монах, иначе жизнь в церкви, а значит – путь к Богу – окажется бесплодным. Не случайно корнем слова «смирение» является «мир». Наличие в сердце смирения действительно свидетельствуется глубоким и прочным душевным миром, любовью к Богу и людям, состраданием ко всем, духовной тишиной и радостью, умением слышать и понимать волю Божию и различные точки зрения и позицию других людей.
Скит. Это слово, которое пришло к нам из географии. «Скитос» - название пустынного места в Нижнем Египте. В египетской пустыне оно располагалось намного дальше и глубже, чем обычные монашеские поселения. Там жили анахореты (греч. – отшельники), которые специально уходили как можно дальше от мира и людей, чтобы целиком посвятить свою жизнь богообщению. В современных обителях скит – это тоже место уединения. Обычно он находится в юрисдикции монастыря, но располагается за его пределами. Там селятся самые опытные иноки. В русских монастырях скит часто владеет и землей, ведет хозяйственную деятельность, обсепечивая монастырь продовольствием.
Правило. Это ежедневные утренние и вечерние молитвы, которые должен совершать не только монах, но и любой христианин. Однако монашеское правило обычно длиннее, чем у мирян. Правило бывает общим – обязательным для всех или индивидуальным, подбираемым для каждого монаха духовником с учетом его духовного состояния, сил и занятости. Для мирян предпочтительнее второй путь совершения ежедневного правила.
Фото: Владимир Ештокин.