Архиепископ Бориспольский Антоний: СВЯЩЕННИКОВ И ВРАЧЕЙ НЕЛЬЗЯ УЧИТЬ ЗАОЧНОАнтоний, архиепископ Бориспольский, ректор Киевской Духовной академии и семинарии, викарий Киевской митрополии, председатель Учебного комитета при Священном Синоде Украинской Православной Церкви, председатель Богословско-канонической комиссии при Священном Синоде Украинской Православной Церкви:

Прошедшие этим летом вступительные экзамены показали, что авторитет наших Духовных школ растет как в церковной среде, так и в светском обществе. В этом году конкурс составил четыре человека на место. Более того, тенденции последних лет показывают, что к нам все чаще стремятся поступить люди, уже имеющие светское высшее образование. В этом году таких была почти половина — 40 процентов.

В последнее время к нам постоянно приходят корреспонденты из разных изданий и спрашивают, с чем связан такой высокий конкурс. Ответ, думаю состоит в том, что мы являемся центральными Духовными школами на Украине. Играет, видимо, свою роль и наше местонахождение в стенах Киево-Печерской лавры — главной святыни нашего народа: здесь ведь сами стены воспитывают будущих священников в духе преданности Православию. Ну и, конечно, еще один важный фактор — реформа, которую мы проводим в Духовных школах по подобию реформ, уже проведенных в Москве и Санкт-Петербурге.

С одной стороны, наше отставание здесь — это минус, но, с другой стороны, — плюс. Ведь мы идем по уже проторенной дорожке и все недоработки теперь можем учитывать. Суть реформ в том, чтобы привести наши учебные курсы к стандартам высшего образования: это касается и количества прочитанных часов, и самого содержание лекций.

Так, нами был значительно усилен преподавательский состав. Достаточно сказать, что, когда я принял академию три года назад, у нас было 37 преподавателей, а сейчас их уже 72. Причем у нас очень много предложений, мы можем позволить себе отбирать тех, кто больше всего нам подходит.

Довольно давно нами ведутся переговоры о государственной аккредитации Духовных школ. Однако это очень сложный вопрос, и торопиться здесь не нужно. Ведь есть опасность, что наши учебные курсы не столько приобретут, сколько потеряют от перестройки под государственный стандарт. К сожалению, до сих пор мы не получили от Министерства образования Украины четкого определения стандарта теологии, и потому я не могу сказать, насколько приемлем он окажется. Разумеется, если изменение курса пойдет в ущерб уровню подготовки наших выпускников, то мы предпочтем отказаться от государственной аккредитации.

Сейчас мы идем по другому пути — ведем переговоры со светскими учебными заведениями о том, чтобы наши студенты одновременно учились в этих вузах на заочном отделении. Это поможет решить проблему дипломов о высшем образовании для наших выпускников.

Недавно премьер-министр Украины Юлия Тимошенко сказала, что правительство работает над возможностью признания дипломов религиозных учебных заведений «по статусу». По ее словам, во многих случаях образование в Духовных вузах глубже, чем в обычных. Хочется верить, что это замечание получит подкрепление конкретными решениями со стороны правительства.

Впрочем, помимо качества образования у нас есть и другая, ничуть не менее важная задача: семинария должна готовить священнослужителей, не только знающих, но и готовых к служению людям. С точки зрения пастырской подготовки, мы ввели предмет, которого нет ни в одной духовной семинарии, — «основы жестового языка». Сейчас мы планируем начать новую практику: студенты будут учиться говорить проповеди перед камерой, это очень важный психологический барьер, который нужно уметь преодолеть.

Учитывая украинскую специфику, мы также ввели курс «история раскола», в течение которого говорим не только об историческом аспекте, но и пытаемся осмыслить ситуацию с христианских позиций. Трагический раскол Церкви в нашей стране напрямую связан с поиском национальной идентичности, попыткой создать «свободную Церковь для свободной страны», и потому он напрямую затрагивает проблему украинского патриотизма. Это вопрос очень острый. Человек должен быть патриотом, но не националистом, чтобы Христос всегда оставался на первом месте. Когда на первом месте другой аспект, другая надежда — это уже перекос на пути спасения…

О нашей Академии я считаю необходимым говорить отдельно, ведь это не просто высшее церковной учебное заведение. Она должна стать не только образовательным, но и научным центром. Хочется, чтобы в Академии мы не просто говорили о богословии, а занимались им, и дерзновенно могу сказать: мы уже многое делаем для этого. Так, у нас усилено преподавание языков — как древних, так и новых. Ведь древние языки — фундамент нашей патристики*.   Я постоянно обращаю внимание на то, что необходима системная научная работа. До сих пор преподаватели самостоятельно разрабатывали какую-то тему, но на самом деле кафедра должна ставить какую-то одну большую проблему и в ее рамках вести общую работу. Например, если брать ту же апологетику**, то она должна отображать не только прошлое, но и настоящее. Богословие вообще должно быть направлено в будущее. Как говорил сам Святейший Патриарх Кирилл, церковное предание должно быть всегда востребовано, и задача нынешних Духовных школ — научить современного человека видеть, что это предание жизненно необходимо сейчас, и уметь применить его опыт к своей сегодняшней жизни.

В ближайшее время можно будет увидеть воочию, в чем именно состоит научная работа Академии. Планируется, что у нас каждый год будет выходить несколько научных работ. Среди них будет и мое скромное сочинение — «“Послание апостола Павла к Римлянам” в отечественной библеистике». Сам я преподаю в Академии именно кодекс посланий апостола Павла и недавно собрал свои наработки в один труд. В работе я постарался выразить свою личную позицию по проблеме, указать на то, что трактовка посланий апостола Павла западной библейской наукой сегодня слишком рационалистична, а эта тенденция может быть опасной, ведь у верующего человека все должно быть в гармонии — ум, чувства и воля. А если что-то идет впереди, то это уже перекос самой жизни.

Мы также собираемся открыть церковно-археологический кабинет при Академии. Для начала там будут представлены материалы из коллекции Блаженнейшего митрополита Владимира, Предстоятеля Украинской Православной Церкви. Экспонаты будут посвящены истории киевских Духовных школ.

Кроме того, в Академии работает комиссия, которая занимается изучением истории наших выпускников, в том числе репрессированных. На кафедре истории у нас каждый год идет защита диссертаций, дипломных работ о священномучениках или репрессированных священнослужителях. Таким образом, появляются наработки, которые позже могут быть переданы в отдел по канонизации. Протоиерей Владислав Софийчук ведет работу по сбору материалов о священномучениках Киева, многие наши студенты работают в архивах. Это очень трудная работа: проблема в том, что в Киеве в годы Гражданской войны часто менялась власть, а потом столица и вовсе была перенесена в Харьков, в результате чего многие материалы были либо утеряны окончательно, либо попали в какие-то архивы, где их непросто найти.

Сейчас в семинарию поступает немало ребят в возрасте семнадцати лет. Ожидать, что сразу после выпуска они определятся, быть ли им священниками, я думаю не совсем правильно — слишком рано, со столь важным выбором не стоит спешить В Академии ситуация иная — 60 процентов выпускников здесь уже имеют священный сан. Некоторые из них уезжают на дальнейшее обучение в европейские  научные центры (в Париж, Оксфорд, Рим и так далее). Мы надеемся, что в дальнейшем они смогут усилить профессорско-преподавательскую корпорацию КДА.

Наблюдая за новыми студентами, я замечаю очень много удивительного. Сейчас мы переживаем процесс изменения ментальности людей. Очень сильно отличаются разные поколения. Простой пример — люди моего поколения привыкли писать ручкой, а люди, которые сейчас к нам поступают, привыкли набирать на компьютере. Это не просто технический аспект — это накладывает свой отпечаток на способ мышления. Когда человек пишет собственной рукой, то запоминается это дольше и глубже. Поэтому я ввел правило для студентов-заочников — тексты проповедей должны быть написаны от руки. Это не наше новшество, это я взял из американских вузов.

Но если честно, я считаю, что у нас вообще не должно быть заочного духовного образования. Нельзя заочно научить человека быть врачом, а здесь речь идет о духовном враче. Конечно, сейчас у нас особая ситуация: последние несколько лет в нашей стране идет увеличение числа приходов, а епархиальным архиереям постоянно нужны новые священники. Для этого и был создан заочный отдел, но я надеюсь, что в будущем надобность в нем отпадет и его не станет.

*Патристика — философия и богословие Отцов Церкви, то есть наиболее выдающихся деятелей Православной Церкви, оказавших влияние на становление ее богословия. — Ред.

**Апологетика — раздел богословия, посвященный обоснованию вероучения с помощью рациональных средств. — Ред.

В последние годы библиотека духовных школ все больше пополняется за счет их собственных научных изданий.

В строительстве общежития духовных школ принимали участие и студенты, и преподаватели.

Преподаватели говорят, что маленькие аудитории — это неплохо. В них царит камерная атмосфера, создающая возможность более тесного контакта студентов и преподавателей.


Фото иеродиакона Василия (Новикова) и Максима Шевченко

Здесь Вы можете обсудить эту статью в Блогах "Фомы" (Живой Журнал). Регистрация не требуется.

0
0
Сохранить
Поделиться: