Археологи пытаются разгадать тайну пустого саркофага XIII века, обнаруженного в Успенском соборе Ростова Великого.
Впервые гробница была обнаружена в 1994 году экспедицией Государственного Эрмитажа у стены северной апсиды Успенского собора на глубине около двух метров. В 2018 году она была снова изучена участниками Волго-Окской экспедиции Института археологии РАН под руководством Александра Кашкина, сообщает пресс-служба ИА РАН.
- Этот саркофаг озадачивает исследователей. Дело в том, что он пустой, и мы не знаем, для кого он был приготовлен. Никаких сведений о выемке останков в истории собора в документированное время неизвестно, и нет никаких следов, указывающих на то, что в саркофаге когда-либо было совершено захоронение. Пустой гроб в церкви - это в любом случае загадка, которая может вести к разного рода конспирологическим размышлениям, - сказал участник экспедиции, ведущий научный сотрудник ИА РАН Андрей Леонтьев.
Для нового изучения пустого саркофага ученым пришлось вскрыть деревянный пол, которым его закрыли реставраторы 25 лет назад.
Повторное исследование 2018 года обнаружило некоторые ранее не зафиксированные подробности. Так, например, установлено, что плита, которой накрыт саркофаг, больше его по размерам, а сам он имеет орнамент (так же как и крышка), хотя для саркофагов это нехарактерно. Еще одна странность – небольшая глубина внутренней части саркофага – всего 28 сантиметров.
Как сообщил Андрей Леонтьев, на сегодня есть две версии, объясняющие пустоту саркофага.
Согласно первой, гробница принадлежала святому Игнатию - ростовскому епископу, умершему в 1288 году. Поскольку впоследствии он был канонизирован, то, возможно, его мощи могли быть перенесены: известно, что в последние столетия вплоть до закрытия собора в 1936 году они находились у северной апсиды собора. Но, как полагает Андрей Леонтьев, это версия ничем не подтверждается.
- Мощи ростовских святых в начале 20-х годов в борьбе с «церковным дурманом» вскрывались с участием судебных медиков. Судя по описаниям, мощи святого Игнатия представляли собой кости, перемешанные с землей. В этом нет ничего странного, если останки переносили, но это означает, что их переносили не из саркофага, а из какого-то деревянного гроба, причем давно истлевшего. И это надо учитывать, рассуждая о том, принадлежал ли этот саркофаг Игнатию, - заметил ученый.
Вторая версия тоже связана со святым Игнатием. В 1279 году умер Глеб Василькович - один из ростовских князей, сын князя Василько. Он был отпет и похоронен в соборе. Но, как отмечается в поздних летописях, спустя девять недель неожиданно его тело вынули из гроба и перезахоронили «в земле» в Спасском княгинином монастыре по решению святого Игнатия, причины которого неизвестны. Поэтому не исключено, что пустой саркофаг мог принадлежать Глебу Васильковичу.
Андрей Леонтьев отметил, что на сегодня нет никаких доказательств, что в саркофаге вообще кто-либо был захоронен. Таким образом, вопросы - для кого был приготовлен саркофаг, был ли в нем кто-либо захоронен и если да, то куда были перенесены останки - пока не прояснены и требуют дальнейших исследований.
Сейчас в соборе возле саркофага создается «музейное окно», то есть будет установлено стекло и проведена подсветка, благодаря чему посетители собора смогут увидеть гробницу и пространство вокруг нее.
Читайте также:
Почему берестяные грамоты стали сенсацией?
Библейская археология: как она возникла и зачем нужна
Путешествие «библейских следопытов
Топ-10 библейско-археологических находок
Где находится Голгофа?
Где находится могила Адама или Парадоксы библейской археологии
Фото пресс-службы ИА РАН