В этом году в рамках 44-го Московского международного кинофестиваля (ММКФ) престижной наградой – статуэткой «Серебряный Святой Георгий» как лучшая картина Конкурса документального кино был награжден фильм режиссера Сергея Дебижева «Святой Архипелаг», в котором повествуется о жизни Соловецкой обители.
98 минут проходят на одном дыхании. Потрясающие зимние и летние аэросъемки и поражающие своей глубиной кадры захватывают внимание и не позволяют заскучать ни на секунду.
В процессе просмотра фильма может возникнуть больше вопросов, чем на них будет отвечено, но может быть этим и характеризуется действительно хорошее документальное кино, которое не ставит своей целью досконально осветить многовековую историю Соловецкого монастыря, на которую, впрочем, не хватило бы и 98 часов, а приоткрывает дверцу в мир личных дальнейших исследований и персональных открытий.
По словам режиссера Сергея Дебижева, «в последнее время мы достаточно серьезно начали рассуждать о смыслах документалистики, ее роли и о том, каков ее дальнейший путь».
– Конечно, мы понимаем, что кинематограф – это оружие массового поражения, вопрос в том, в чьих руках оно находится и с каким знаком используется, – сказал автор картины.
Режиссер вполне оправданно считает, что как в документалистике, так и в игровом кино пора уже переходить «к позитивной повестке», т.к. «время, когда кинематограф или пугает или щекочет, заканчивается и нужно начинать работать с большими смыслами, потому что человек довольно сложное существо и он достоин того, чтобы с ним говорить и о серьезных вещах, глубоких, связанных с его душой, с его местом в жизни, с его целями».
На вопрос о том, почему для фильма были выбраны именно Соловки, режиссер рассказал, что «существуют духовные центры, как в часовом механизме – есть драгоценные камни, вокруг которых вращается все остальное и в нашей стране есть целый ряд таких ключевых точек, таких мощных духовных центров и Соловки – это наиболее удаленный, закрытый и наиболее сильный духовный центр, который является и центром притяжения. О нем хоть и были сделаны какие-то фильмы, но такого масштабного еще не было».
Музыку для «Святого Архипелага» написал известный рок-музыкант Вячеслав Бутусов. Он рассказал, что в процессе своего первого опыта в качестве кинокомпозитора, «лично ориентировался на академическую музыку, на духовную музыку, старинные известные канонические песнопения».
– Некоторые из фрагментов звучат как переработки, но есть и авторские фрагменты. Для меня это очень ценный опыт по причине в первую очередь того, что это такая тема для меня просто наиважнейшая! Для меня это было очень интересно. А когда человеку интересно он, конечно, старается в полную силу, – поделился Вячеслав Бутусов.
В фильме «Святой Архипелаг» впервые в деталях показан постриг в монахи. По словам режиссера, монашеский постриг удалось снять в первый раз – по благословению настоятеля Соловецкого монастыря епископа Озерского Порфирия.
– Вообще надо сказать, что непросто было внедряться в эту размеренную сосредоточенную спокойную молитвенную жизнь монастыря, но шаг за шагом монахи стали понимать насколько деликатен наш подход, насколько проникновенно мы пытаемся снимать и так постепенно и владыка к нам проникся, и монахи начали помогать, – поделился Сергей Дебижев.
Создатели «Святого Архипелага» собираются показать его на многих фестивалях и далее выпустить фильм в широкий прокат.
Режиссеру картины кажется, что в наше время очень важно, чтобы «кино с вот такой вот духовной, православной направленностью было не просто качественным, а по настоящему выразительным».
– Те вещи, о которых говорится в картине, которые затрагиваются в духовной сфере, о них нужно говорить крайне выразительно и очень мощно и тогда они по-настоящему начинают работать. Мы сделали первый шаг и за ним последуют другие шаги. Я чувствую, что в обществе назрел вот этот вот запрос, как на серьезные глубокие темы, так и на вообще рассуждения о каких-то важных сущностных вещах. Документальное кино – это по сути своей в современном мире последний остров правды. Потому что игровое кино придумано изначально, даже если оно основано на реальных событиях – это фантазия, – заключил Сергей Дебижев.
А еще в фильме есть киты, гигантские красавцы белухи, которые приходят на Белое море в летний период. Оператор Алексей Немов оказался настоящим «заклинателем» животных – на его крошечную камеру, привязанную к багру и опущенную в воду, приплывали киты и тюлени.
О чем этот фильм? О любви, о вере, о православии, о жизни, о душе, о спокойствии, о природе!