В фотопроекте «5 любимых фотографий» известные фотографы рассказывают о своих собственных снимках.
Александр Петросян
Работает в жанрах стрит-фото, репортаж. Работы опубликованы в крупных мировых СМИ, таких, как Newsweek, National Geographic, GEO, «Коммерсантъ», «Русский репортёр», «Огонёк» и других. Неоднократный победитель Первой открытой национальной премии «Лучший фотограф», лауреат множества конкурсов, обладатель Гран-при премии Фонда развития фотожурналистики, автор трех фотокниг. И многодетный отец: с супругой воспитывает четверых детей, один из которых — с инвалидностью.
Александр — инвалид по зрению (II группа), ему постоянно нужны средства на лечение и медикаменты. Если вы хотите поддержать фотохудожника, вот номер его карты Сбербанка: 5469 9801 9357 0450 (Александр Сергеевич П.)
Вербное воскресенье
В начале все было как всегда: богослужение, очередь к иконам и освящению вербы — то есть в визуальном плане для меня, нередко снимающего службы, привычно. Я уже собирался завершать съемку, как вдруг один маленький мальчик, выйдя из строя верующих на середину храма, начал с удивлением и даже восхищением глядеть вокруг себя, явно замечая то, что не видно остальным. Интуитивно я успел сделать несколько кадров, а потом уже, разглядывая снимок, думал: может, и вправду чистым детским душам доступно созерцание невидимого мира светлых ангелов?
Радость Пасхи
Это была моя первая Пасха с того времени, как я стал ходить в церковь, и, конечно, самая незабываемая. Запомнилось, как в конце богослужения отец Анатолий с нескрываемой радостью поздравлял всех присутствующих в храме, и это было настолько искренне и неожиданно, что оставило самые яркие впечатления на всю жизнь. Особенно на фоне того, что уже несколькими часами позже мне пришлось снимать на первомайской демонстрации, где полные взаимной ненависти протестующие и те, кто им противостоял, осыпали друг друга проклятиями и колотили древками флагов по головам. Этот ярко выраженный контраст между двумя событиями одного дня окончательно повлиял на мое воцерковление.
Очередь к святыне
Делая репортаж о привезенных в Новодевичий монастырь в Санкт-Петербурге «Дарах волхвов», я перепробовал все, что только мог: снял длиннющую очередь паломников и портреты верующих и священнослужителей во время службы, но нужного кадра все еще не было. Наконец мне пришла в голову идея закрепить фотоаппарат на штативе и выставить выдержку так, чтобы на снимке все движущиеся объекты «размазывались». Главная проблема была в том, что монах возле святыни не стоял неподвижно, да и очередь двигалась с разной скоростью, меняя траекторию, но после многих неудачных дублей все же удалось осуществить задуманное.
Через пару лет после съемки история эта получила неожиданное продолжение. Монах с этой фотографии нашел меня в Интернете и попросил прислать ему снимок. Так мы познакомились с настоятелем Данилова монастыря в Переславле-Залесском отцом Пантелеимоном, и он пригласил меня посетить его обитель в качестве участника проходившей там фотовыставки, показывавшей местную церковную жизнь глазами священников и мирян.
Владимирский собор в Санкт-Петербурге
Однажды серым и хмурым ноябрьским днем я бродил по промозглому городу, охваченный осенней хандрой. Все вокруг казалось унылым и погасшим, причем настолько, что в какой-то момент на душе стало совсем пасмурно. И чтобы хоть как-то отвлечься, я решил вылезти на крышу и посидеть там, любуясь на храм. Однако стоило мне только очутиться на кровле, как, словно по чьей-то команде, небеса пришли в движение и казавшаяся несокрушимой стена свинцовых облаков вдруг разошлась, словно открывая портал в мир света и радости. Причем так символично — как раз над куполами храма. Разве можно было остаться равнодушным к такому показательному подарку свыше и не возблагодарить его Создателя?
У креста
Этот кадр сделан в нынешнем году, во время праздничного богослужения на Рождество Христово. Конечно, я снимал и священнослужителей, и прихожан, но, как это нередко бывает, лучший кадр удалось сделать уже после окончания службы, когда после напутственного слова батюшки прихожане подходили к нему, целуя с благодарностью крест. Взгляд девочки, устремленный на распятие, оказался самым искренним и ярким воплощением ощущения от этого праздника!