Легендарные христианские книги: Жития святых святителя Димитрия Ростовского

Книги, которые влияют на наше мировоззрение. Книги, которые отвечают на главные вопросы людей своей эпохи. Книги, которые стали частью христианской культуры. Мы знакомим наших читателей с ними в литературном проекте “Фомы” – “Легендарные христианские книги”.

Автор: 

Святитель Димитрий Ростовский

Святитель Димитрий (1651–1709) — митрополит Ростовский, церковный писатель, собиратель и редактор жизнеописаний святых, автор драм и стихов.

Время написания: 

1684–1705 гг.

Материал по теме


7 фактов о святителе Димитрии Ростовском

Пьесы Димитрия Ростов­ского «Рождественская драма» («Ростовское действо») и «Успенская драма» сохранились и исполняются по сей день.

 Почти 20 лет святитель Димитрий собирал,
переводил, редактировал и издавал Четьи Минеи.
Он разделил все жития на 4 тома — по временам
года, начиная с 1 сентября — церковного новолетия. Первый том был издан в Киеве в 1689 году.

Содержание: 

Собрание житий святых. Жития систематизированы по дням празднования памяти святых. Название «Четьи Минеи» переводится как «ежемесячные чтения». Четьи Минеи предназначались для небогослужебного назидательного чтения.

2/3 житий посвящены мученикам, пострадавшим в гонениях от римских властей и императоров-еретиков.

Почти 4000 житий святых вошли в Четьи Минеи Димитрия Ростовского. За три века, прошедших с момента составления житий, святцы Русской Церкви пополнились примерно тысячей новых святых. Большинство из них — мученики начала XX века.

Четьи Минеи Димитрия Ростовского, Киев, 1714 год

Четьи Минеи Димитрия Ростовского, Киев, 1714 год

За основу Четий Миней Димитрий Ростовский взял составленные за полтора века до этого Великие Четьи Минеи святителя Макария, митрополита Московского.

«В то время Домициан, император римский, воздвиг на христиан большое гонение, и Иоанн был оклеветан перед ним. Епарх Асийский, схватив святого, отослал связанным в Рим к кесарю, где за исповедание Христово Иоанн прежде всего претерпел удары, а затем должен был выпить чашу, наполненную смертоносным ядом. Когда же по слову Христову: «если что смертоносное выпьют, не повредит им» (Мк 16:18), он не получил от нее вреда, тогда был ввергнут в котел с кипящим маслом, но и оттуда вышел невредимым. И вопиял народ: «велик Бог христианский!» Кесарь же, не дерзая более мучить Иоанна, счел его бессмертным и осудил на изгнание на остров Патмос». 

Монастырь Иоанна Богослова на острове Патмос, http://dic.academic.ru

Монастырь Иоанна Богослова на острове Патмос, http://dic.academic.ru

Об апостоле Иоанне Богослове

Святитель Димитрий вспоминал: «В 1685 году лег я отдохнуть не раздеваясь и в сонном видении узрел святого мученика Ореста (Тианского. — Прим. авт.), с ликом веселым ко мне вешающего сими словами: “Я больше претерпел за Христа мук, нежели ты написал”. Сие рек, открыл мне перси свои и показал в левом боку великую рану, насквозь во внутренность проходящую, сказав: “Сие мне железом прожжено”».

Мученик Орест Тианский

Мученик Орест Тианский

Ростов-на-Дону был назван в честь святителя Димитрия Ростовского. Город постепенно вырос из основанной в 1760 году крепости в дельте Дона.

Ростов-на-Дону. Фото Дениса Демкова

Ростов-на-Дону. Фото Дениса Демкова

Пушкин создает образ юродивого в трагедии «Борис Годунов» на основе житий блаженных Николая Салоса Псковского и Иоанна Большого Колпака. В переписке он называет Четьи Минеи «вечно живой, неистощимой сокровищницей для вдохновенного художника».

Литературный альбом. «Борис Годунов» А. С. Пушкина. Борис и Юродивый. Рисунок Александра Земцова (1856 – 1896), грав. Флюгель.

Борис и Юродивый.
Рисунок Александра Земцова (1856 – 1896), гравюра.

 

«Жития святых Димитрия Ростовского» были ежедневным чтением в семье последнего русского царя Николая II. Жития святых полагалось иметь в каждом благочестивом доме Российской империи.

Романовы

Академик Лихачев считал Димитрия Ростовского «последним писателем, который имел огромнейшее значение для всей православной Восточной и Южной Европы».

 

«Жил в городе Патаре некий муж, знатный и богатый. Придя в крайнюю нищету, он потерял прежнее свое значение, ибо жизнь века сего непостоянна. Сей человек имел трех дочерей, которые были очень красивы собою. Когда он лишился всего необходимого, так что нечего было есть и не во что одеться, он, ради своей великой нищеты, замыслил отдать своих дочерей на любодеяние… Но Всеблагий Господь… вложил благую мысль в душу угоднику Своему, святому иерею Николаю, и тайным вдохновением послал его к погибающему душою мужу… Он взял большой мешок золота, пришел в полночь к дому мужа того и, бросив этот мешок в окно, сам поспешил возвратиться домой».

Николай Чудотворец спасает трех девиц от бедственного положения, Сербия, XIV в., Косово. Церковь святителя Николая

Николай Чудотворец спасает трех девиц от бедственного положения, Сербия, XIV в., Косово. Церковь святителя Николая

О свт. Николае Чудотворце

Читайте также:

7 фактов о святителе Димитрии Ростовском

Июнь 2016 (158) №6
рубрика:

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (7 votes, average: 4,57 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.